Сублимация (Кузнецов)

СУБЛИМАЦИЯ (нем. Sublimierung) - понятие, введенное 3. Фрейдом, предназначенное для описания одного из механизмов реинвестиции энергии сексуального влечения (либидо) на пути достижения удовлетворения. В наиболее общей форме С. представляет собой «связанный с развитием процесс, посредством которого инстинктивные энергии разряжаются в неинстинктивные формы поведения» (Ч. Райкрофт). Под действием принципа реальности (накладываемых социальной средой ограничений) индивид вынужден искать пути компенсации отсутствия возможности непосредственного сексуального удовлетворения; среди таких компенсаторных инвестиций либидо С. занимает особое место:«... сексуальное стремление отказывается от своей цели частного удовольствия или удовольствия от продолжения рода и направляется к другой цели, генетически связанной с той, от которой отказались, но самой по себе уже не сексуальной, а заслуживающей название социальной» (3. Фрейд).

Теория С. как основы художественного (и вообще любого) творчества составляет ядро эстетических концепций, придерживающихся психоанализа. Всякое художественное произведение трактуется психоанализом как С. художником тех или иных либидозных влечений, так что всякий анализ творчества заранее приобретает сексуальный контекст. Это означает, что вопросы стиля и формообразования выпадают из компетенции психоанализа. Доступной для изучения остается лишь общая сюжетная сторона и психологический тип художника. Это вызвало справедливую критику, указывающую на редукционизм теории С., сводящей все многообразие проявлений творческой фантазии художника к ограниченному набору рамочных сексуальных сюжетов, а также оправданный упрек в неспособности объяснить содержательное и формальное многообразие анализируемых произведений. Предлагаемый Фрейдом «экономический» мотив социальной полезности оказывается не вполне убедительным для объяснения механизма возникновения художественного произведения — «социальная полезность есть фиговый листок, которым стремятся скрыть незнание, когда речь идет о вызванной сублимацией проблеме ценности» (П. Рикёр). Отвечая на вопрос, зачем и как возникают произведения творческой деятельности человека (ценности), психоанализ явно бессилен в вопросе о той специфической форме, в которой они оформляются; за рамками рассмотрения остается вопрос, почему С. дает именно такой, а не иной продукт. Ценностная сфера закрыта для психоаналитического понимания, и бессилие психоанализа в этом вопросе наглядно иллюстрирует чисто объяснительный механизм, который предлагает для понимания целеполагающей деятельности индивида крупный американский психиатр Э. Берн — идея «фисиса» как заложенного в человеке стремления к прогрессу.

Многочисленные критики учения Фрейда обычно ставят ему в вину крайний пессимизм существования человека, загнанного изначальной эдиповой сексуальностью в безысходное положение. В необычной ситуации находится здесь и художник, у которого, в отличие от многих других людей, имеется, как уже говорилось, возможность сублимировать свое сексуальное чувство в творчестве. Но и здесь, замечают критики фрейдизма, нетрудно отыскать симптомы все тех же низменных желаний. Психоаналитик всегда может «обнаружить» черты кастрируемой личности или анальную стадию полового развития в самых возвышенных произведениях искусства.

С., как и весь психоанализ, сосредоточена исключительно на так называемой «биографической сексуальности» («комплекс Эдипа», «эдипов треугольник»), что вызвало во второй половине XX в. волну новой критики в адрес психоанализа: со стороны «антиэдипового» шизоанализа Ж. Делеза и Ф. Гваттари, «трансперсональной психологии» С. Грофа и в русле осмысления маргинального искусства.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 552-553.

Понятие: