Спекуляция (Кузнецов)

СПЕКУЛЯЦИЯ (от лат. speculatio - созерцание, умозрение) — тип знания, лежащий в основе метафизики как специфической философской дисциплины, направленной на осмысление предельных оснований сущего. В качестве объекта размышления или теоретического знания, осуществляемого посредством рефлексии, сфера спекулятивных знаний возвышается над сферой непосредственного опыта. В общем смысле С. обозначает теорию, противостоящую практике, т.е. означает мысль, которая не имеет иного объекта, кроме познания и объяснения и противополагается мысли как средству действия, направленного на практику. С. относят как к состоянию — активному созерцанию рефлексирующего наблюдателя, так и к процессу — рефлексивному схватыванию мыслью самой себя.

С. представляет собой исторически определенный опыт обоснования и построения философского знания, его несводимости ни к чувственному опыту, ни к наблюдению, ни к естественным наукам. Представление о философии как спекулятивном знании сложилось уже в античности. Согласно Аристотелю, знание заключается в том, чтобы найти начало вещей, т.е. дойти до предела, где мысль философа останавливается, чтобы созерцать объект познания, который есть также цель знания. Таким образом, «истину не ищут, а созерцают, достигнув ее», поскольку она предмет С. В схоластике С. рассматривалась как интеллектуальная интуиция, способность к умозрению и созерцанию сверхчувственного. В XVI-XVIII вв. под С. понималась синтезирующая деятельность разума, связующая воедино в мыслительную систему все содержание опыта. Кант, считавший, что познание всеобщего в абстрактной форме есть спекулятивное знание, а философия — спекулятивное познание разумом, тем не менее один из первых подверг С. и спекулятивное применение чистого разума критике. Гегель возобновил трактовку философии как спекулятивного знания, рассматривая диалектику в качестве высшей формы теоретического умозрения истины. В конце XIX в. С. как высшее теоретическое знание подверглась критике со стороны развивавшегося под влиянием науки и экспериментального знания позитивизма (Конт) и экзистенциальной философии (Кьеркегор).

Литература:

Аристотель. Соч. Т. 1. М., 1975;

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994;

Декарт Р. Правила для руководства ума / Соч. Т. 1. М„ 1986;

Бэкон Ф. Соч. М., 1977;

Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 1.М., 1970.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 540.

Понятие: