Сомнение (Кузнецов)

СОМНЕНИЕ - психологическое состояние, характеризующееся недоверием или неспособностью принять решение, либо гносеологическая процедура, сопровождающаяся воздержанием от суждения. Различают две формы С.: а) естественное или спонтанное С. — колебание, происходящее из неуверенности или невозможности предпочесть тот или иной способ мысли или действия: б) философское С. — фундаментальная гносеологическая и методическая операция, основанная на сознательном решении сомневаться; в истории философии представлена двумя формами: скептицизмом и методическим С. Родоначальником скептицизма является Пиррон из Элиды (IV в. до н.э.). Скептическое С., отправляясь от идеи Демокрита о недостоверности знания, носит радикальный и универсальный характер и ведет к признанию невозможности различить истину и ложь. Тем не менее оно направлено на разыскание истины. В дальнейшем скептическое С. принимает характер неизбежной теоретической универсалии (ставить под вопрос любые основания) и приводит к агностицизму (Юм).

Методическое С. в виде апории впервые появляется в сократических диалогах Платона. Августин в полемике против академиков, отрицая принцип воздержания от суждения, указал на невозможность усомниться в существовании самого сомневающегося, а следовательно, на возможность истинного суждения. На этом принципиальном положении основан метод С. в философии Декарта, призывающего отвергнуть как абсолютно ложное все, что способно вызвать хоть малейшее С., чтобы увидеть, что останется несомненным. В отличие от скептицизма методическое С. имеет предварительный характер, однако также является радикальным (никакого промежуточного состояния между истиной и ложью) и подвергает С. все основания, когда-либо принятые на веру. Философское С. носит целиком волюнтаристский и рациональный характер, поскольку оно основано на чистом решении и мотивировано рассудочными причинами сомневаться. В христианском богословии и аскетике С. принимает форму искушения — испытания веры. В XX в. С. полностью психологизируется, акцент делается на мучительном переживании С. как состоянии тотальной неуверенности, отчаяния, трагического сознания (экзистенциализм). В психоанализе (Фрейд) С. — один из основных симптомов навязчивых состояний, сопровождающийся чувством вины, выражающийся в его постоянном переживании и возникающем вследствие этого торможении мыслей и действий.

Литература:

Секст Эмпирик. Соч. Т. 1—2. М„ 1975-1976;

Юм Д. Соч. Т. 1-2. М., 1965;

Августин. Творения. Т. 1. Киев, 1914;

Декарт Р. Соч. Т. 1.М., 1989;

Унамуно М. Назидательные новеллы. М.—Л., 1962.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 532.

Понятие: