Совершенное

СОВЕРШЕННОЕ - сущностный признак эстетического, выражающий полноту определенного рода природных, социальных и духовных объектов. Причем свойством С. обладают не только позитивные гармонические эстетические явления (прекрасное, идеал, изящное, грациозное и т.д.), но и дисгармоническое (возвышенное трагическое, ужасное, уродливое, низменное и т.д.), т.к. и в том, и в другом наиболее полно выражается сущность данного рода явлений.

Понимание эстетического как С. имеет долгую историческую традицию. Так, для Платона космос — совершенен, и его главные характеристики — полнота и всеохватность делали его прекрасным. Для Аристотеля С. — это то, что по достоинствам и ценности не может быть превзойдено в своей области.

Для А. Баумгартена, который ввел в систему философских знаний понятие «эстетика», выступающая наукой о совершенном в мире явлений, эстетическое состоит в совершенстве чувственного познания и усовершенствовании вкуса.

Сегодня же, например, Этьен Сурио, родоначальник реальной эстетики, считает С. одним из ее оснований, а прекрасное понимает как очевидное совершенство. Таким образом, С. и сейчас является предметом эстетики как науки.

В природе С. есть состояние, в абсолютной форме выразившее сущность, полноту данного явления. В С. здесь заключен про-цесс, время и движение, в которых оно воз-никло, они в нем реализованы, но само оно уже состояние, вершина и абсолют, существующий как таковой.

Искусство — высший носитель С. Оно способно выразить и отразить в совершенстве любые состояния через призму эстетического идеала. Это свойство искусства блестяще выразил Никола Буало, воскликнувший:

Порою на холсте дракон иль мерзкий гад
Живыми красками приковывает взгляд
И то, что в жизни нам казалось бы ужасным,
Под кистью мастера становится прекрасным.

С. — всеобще и универсально, в нем выражена сущность эстетического, ее глубинные основы и проявления.

Литература:

Платон. Тимей /Соч. В 3-х т. Т. I. М., 1968;

Аристотель. Метафизика. Кн. V. Гл. 16 / Соч. В 4-х т. Т. I. М., 1976;

Baumgarten A.G. Theoretische Astetik. Hamburg, 1883;

Sourio E. Les categories esthetigues. Paris, 1960;

Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М., 1995.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 522-523.

Понятие: