Политическая этика

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА - 1) политическая деонтология, или профессиональный моральный кодекс, адресованный лицам, которые осуществляют государственные функции; 2) форма апологетики реальной политики, а также индоктринации и морали-зирование, свойственные публичной политике; 3) методическая философская разработка проблемы взаимоотношений морали и политики как специфических и различных нормативных систем, форм общественного поведения и сознания; 4) философское осмысление этического аспекта принципов и норм политической деятельности, прояснение этической структуры конкретных политических проблем и ситуаций, моральных оснований и позитивных целей политических действий.

Значительный вклад в развитие П.э. внесли такие мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Г.В.Ф. Гегель, Дж.С. Милль, И. Кант, Г. Спенсер, М. Вебер, К. Маркс и др. П.э. тесно связана с теорией государства и права и философией власти и представляет собой попытку гуманизировать и рационализировать политику. П.э. традиционно затрагивает существенные проблемы человека как политического и морального существа, социально-нравственной справедливости, свободы, долга, ответственности, общественного и личного блага. Ограниченная трактовка П.э., выраженная в сведении политики к морали, объясняется фетишизацией и обожествлением государства, апелляцией к моральному сознанию личности, способной повлиять на ход истории. Этическое изучение политики состоит не столько в исследовании мотивов и поведения разобщенных индивидов, сколько в исследовании деятельности социальных институтов, в рамках которых данные индивиды взаимодействуют, а также особенностей коллективных политических действий, преследующих также и моральную цель. П.э. поднимает вопрос не о формальных или метафизических признаках морали, а о действительном содержании моральных требований и условиях осуществления добра.

Заметный подъем П.э., состоявшийся в Новое время и в эпоху Просвещения, объясняется необходимостью философского обоснования абсолютизма и буржуазной демократии, нарастанием либеральных тенденций в общественном сознании. «Золотым веком» либеральной философии и политики по праву считается XIX столетие. Этика либеральной буржуазии восходит к теориям общественного договора. Ее высшим нравственным критерием и ядром является концепция прав и свобод личности, а основными этическими принципами политических отношений — согласование позиций, компромисс и толерантность. Либерализм пропагандирует идею ненасилия, а также идею суверенитета, или автономии личности, свободной от власти ортодоксии и традиций. Либерализм разрушает подданническую политическую культуру и патриархальную мораль естественных социальных связей. Он признает легитимность эгоизма, возможность гармонического сочетания частных интересов, а также возможность стабильного сотрудничества всех социальных слоев на базе буржуазной классовой политики.

Основными ценностями либеральной этики являются индивидуализм, юридически истолкованные равенство и справедливость, негативная свобода, толерантность, граничащая с безучастностью и беспринципностью. Либеральная мораль предполагает неограниченную свободу мнений и убеждений индивидов. В либеральной морали имеется тенденция к анархизму, которая сдерживается и уравновешивается юридическими законами и духом протестантской этики, а также принимается интуитивно постигаемая личностная мораль. В либеральное мировоззрение включается идея общества всеобщего благосостояния, представленная формулой «наибольшее счастье наибольшего числа людей». Согласно либеральной версии морали, не представляется возможным называть патриотизм, верность, преданность нравственными добродетелями. Либерализм сужает сферу применения моральных критериев, моральной регуляции не подлежат экономические рыночные отношения, центр тяжести смещается в сторону «домашней» моральности. П.э. либерализма подчеркивает значение гуманизма в социальной политике и международных отношениях. В то же время либеральный подход ослабляет политические институты и подрывает единство общества.

Со второй половины XIX в., когда в политике начинает сказываться влияние рево-люционно-демократических и социалистических идей, в П.э. наблюдаются попытки проецировать на политику христианские нравственные ценности, придавая ей в то жё время революционный смысл. Нравственную составляющую политики учитывают теория этического социализма, анархизм, концепции революционного террора, марксистское учение о классовой борьбе и движущих силах истории. Система либеральных нравственных ценностей, созданная эпохой буржуазных революций (свобода, справедливость, гуманизм, равенство), дополняется такими ценностями, как социальная совесть, солидарность и братство людей, производительный и сознательный труд на благо общества и прогресса человечества.

В изучении проблем П.э. в XX в. самое активное участие принимали католические и протестантские деятели церкви и религиозные мыслители (К. Войтыла, П. Тиллих, Б. Сутор, Р. Нибур и др.), а также ницшеанцы (М. Фуко), макиавеллисты (Дж. Моска, В. Парето), экзистенциалисты (М. Мерло-Понти, Н. Бердяев), представители русской отечественной культуры (Л.Н. Толстой, B.C. Соловьев). Отдельной отраслью социально-философского знания П.э. становится в 60-70-е гг. XX в.

П.э. занимается проблемами профессио-нальной деонтологии; выяснением политической роли идеалов и утопий; проблемами власти и насилия; сравнением систем ценностей, принадлежащих группам, имеющим различный социально-политический статус; экспликацией этических оснований различных форм правления, в частности демократии, абсолютизма, тирании, анархии, либерализма и социализма; мировоззренческими, нравственными, психологическими проблемами политического лидерства; анализом так называемой «демонии власти», т.е. проявлениями негативной мотивации в политике; местом и проявлением морального фактора в коллективных движениях против социально-политической несправедливости; феноменом политического и морального отчуждения в обществе; проблемой беспринципной, циничной, непоследовательной и мелкой политики; проблемой «грязных рук» и соотношения целей и средств в политике; исследованием проявления в политике лжи, лицемерия, бесчеловечности, посягательства на человеческую жизнь и свободу; проблемой институционального зла; проблемой коллективной и персональной ответственности и вины; проблемой справедливости; изучением феноменов политического убийства, тираноубийства, геноцида; рассмотрением аргументов, обосновывающих либо опровергающих правомерность войн, использование методов террора; проблемами нравственного состояния политического деятеля, попадающего в непростую и зачастую трагическую ситуацию морального выбора; проблемами нравственно-политической риторики и демагогии.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с.  423-425.