Инстинкт (Шапарь, 2009)

ИНСТИНКТ (лат. instinctus — побуждение) — совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. Согласно 3. Фрейду, представляет собой психические проявления врожденных телесных состояний возбуждения, выражающиеся в форме желаний.

Согласно этологической теории (см. Этология), И. обусловлены действием внешних и внутренних факторов. К внешним относятся специальные раздражители — стимулы ключевые. К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, приводящая к снижению порога их возбуждения. В этом смысле весьма показательны факты расширения спектра раздражителей, вызывающих инстинктивные действия, особенно факты спонтанного возникновения последних. Согласно модели К. Лоренца, эндогенная активность инстинктивных действий обычно заторможена и блокирована. Адекватные стимулы снимают блокировку, действуя как ключ, отчего и получили свое название.

Ныне значительно изменились взгляды на вопрос о соотношении И. и научения. Раньше формы поведения, основанные на И. и научении, противопоставлялись. Считалось, что инстинктивные действия строго запрограммированы, и их индивидуальная «доводка» невозможна. Позже выяснилось, что это далеко не так: многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного — период облигатного обучения. Так что многие инстинктивные акты «достраиваются» в индивидуальном опыте животного, и эта достройка также запрограммирована. Она обеспечивает возможность приноравливать инстинктивное действие к условиям среды. Разумеется, пластичность инстинктивного действия ограничена и определяется генетически. Гораздо большую пластичность обеспечивает научение факультативное — процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Если при облигатном обучении все особи вида совершенствуются в одних и тех же видотипичных действиях, то при научении факультативном они овладевают индивидуально- особенными формами поведения, приспосабливая их к конкретным условиям существования.

В связи с вопросом о взаимосвязи И. и научения следует также упомянуть традицию поведенческую. По существу, всякое действие животных — это сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения.

В понятие И. в разные времена вкладывалось различное содержание: 1) иногда И. противопоставлялся сознанию, а применительно к человеку служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, «животного начала» в человеческой психике и пр.; 2) в других случаях И. назывались сложные безусловные рефлексы, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и пр.

Столь расплывчатая трактовка побудила большинство исследователей отказаться от употребления понятия «инстинкт» как научного термина, сохранив термин «инстинктивное» как синоним понятий «генетически фиксированное», «наследственно закрепленное», «врожденное» (поведение, действие и пр.).

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 167-168.