Мотив (Коджаспирова)

МОТИВ (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения. Основная часть мотивов формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания.

Мотив избегания неудачи — стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где его поступки оцениваются др. людьми. Такая установка противоположна мотивации достижения. Для личности с преобладанием мотива избегания неудачи главное — не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой значительного изменения первоначальной, главной цели, ее полного или частичного недостижения. Этот мотив во многом определяет и объясняет поведение слабоуспевающих детей, которые находят многочисленные причины, объясняя, почему не выполнено или плохо выполнено задание.

Мотивационная среда — совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей деятельности. В зависимости от характера мотивационной среды у участников вырабатываются так называемые инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая линии поведения. Это явление учителю необходимо учитывать при организации любой деятельности детей.

Мотивация — вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Мотивация достижения — разновидность мотивации, связанная с потребностью личности всеми доступными средствами достичь желаемого результата. Основные типы мотивации достижения складываются от 3 до 13 лет и формируются под влиянием родителей, особенно матери, и др. окружающих ребенка людей. Мотивация достижения часто определяет поведение хорошо успевающих школьников, особенно при возникающих затруднениях.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 88-89.

Понятие: