Воображение творческое

ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ - разновидность В., заключающегося в самостоятельном создании новых и оригинальных образов, требующих отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. В данном случае понятие «новый» может иметь двоякое значение: как объективно новое и как субъективно новое. Объективно новые образы - это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое - это то, что ново для данного человека. В.т. представляет Собой активное, целеустремлённое оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Отличительной особенностью В.т. является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое. Создание образа стимулируется не только потребностями человека, но и интересами всего общества, уровнем его развития. В.т. проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники. Продукт В.т. не всегда может быть материализован, т.е. воплощён в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно.

Неверно, что о силе воображения следует судить по необычности созданного образа. В связи с этим некоторые считают наиболее продуктивным для В.т. детский возраст. Л.Н. Толстой писал о своём детстве: «...я изобразил синего зайца, потом нашёл нужным переделать из синего зайца куст, куст тоже мне не понравился; я сделал из него дерево, из дерева - скирд, из скирда - облако...» Однако несмотря на то, что представления в детском возрасте играют большую роль из-за малого жизненного опыта, отсутствия знаний и слабой критичности, фантазии представляют собой скорее глубокое искажение действительности, чем подлинное творчество. Ещё труднее оценить уровень представлений у больших художников.

Нужно отметить относительность различий между воссоздающим и В.т. При воссоздающем В., так же как и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого В., строго говоря, не бывает. У каждого человека - свой Евгений Онегин и Остап Бендер, Анна Каренина и Эллочка Людоедка. Недаром, посещая спектакли и кинофильмы, люди выходят после окончания неудовлетворёнными, утверждая, что актёры играли «непохоже». Но вероятность достичь сходства с образом, созданным каждым индивидуальным В., очень мала.

Творческое преобразование действительности в В.т. осуществляется в соответствии с определёнными приёмами. Наиболее простым является агглютинация (в переводе с греческого - склеивание). Этот приём состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приёмом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова - верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост - рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время. Приёмом создания творческих образов является аналогия. Её сущность состоит в том, что строится образ, в чём-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела - бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (локатор - аналог с органами ориентации летучей мыши, электронный глаз - «отпрыск» глаза леопардовой лягушки). Творческие образы создаются также при помощи акцентирования и преувеличения (преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе к.-л. часть, деталь выделяется, особо подчёркивается. Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека неповторимые, присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет. Карикатура, шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же время это сходство относительно. Писатель-юморист изображает действующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно вызвать чувство юмора. Приём преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование - подчёркивание части объекта, заострение, обнажение её, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию. Напр.: сказки для детей «Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот приём широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском. Наиболее сложный приём В.т. - типизация. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на неё. Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации выразить не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяющееся, наиболее распространённое. Типизация - сложный процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с др. людьми). По этому поводу A.M. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно к.-н. человека, а берут тридцать - пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Всё это - обобщённые типы». Типизация как приём В. близко примыкает к мышлению и практически бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.

В. является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или иной приём создания творческих образов используется в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Напр., в инженерном деле, видимо, большее значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности - акцентирование, типизация, в литературном труде - типизация.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 80-82.