Самосознание (Кириленко)

САМОСОЗНАНИЕ - познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта. С. — неотъемлемая сторона сознания, выражает данность субъективной реальности сознания самому субъекту. С. шире понятия самопознания: помимо познания себя, С. предполагает также эмоционально-ценностное и деятельностно-регулятивное отношение к себе. Ведущим познавательным механизмом С. является рефлексия — осмысление и обоснование собственных предпосылок. С. индивида проходит в своем развитии ряд этапов. На доречевом уровне оно представляет собой лишь осознание своей физической самотождественности, границ своего тела по отношению к другим телам. Затем наступает этап осознания себя как субъекта действий, происходит осознание своих психических свойств, и только после этого осуществляется С. как социально-личностная самооценка, оценка своих нравственных качеств.

История изучения С. начинается с Сократа и Платона. «Познай самого себя» — изречение, которое стало ключевой фразой при изучении философии Сократа. В Средние века С. как опыт самоуглубления оказывается важной стороной постижения Бога (Августин Блаженный). В рационализме Нового времени определяющим в изучении С. оказывается принцип непосредственной данности психического, который предполагает, что внутреннему взору человека его душевная жизнь открывается такой, каковой она является «на самом деле» (Р. Декарт, Б. Паскаль). Понятие внутреннего опыта как данного С. посредством интроспекции (самонаблюдения) присутствует и в традиции эмпиризма (Дж. Локк, Д. Юм).

В основе такого понимания С. лежит «гносеологическая» модель человека, сущностной характеристикой которого является способность к познанию. Б. Паскаль утверждал, что человек сотворен для того, чтобы думать, в этом его главное достоинство, главная жизненная цель. Человек Нового времени — человек активный, деятельный. Он стремится к познанию и преобразованию мира. Но этот деятельный, активный субъект в чем-то радикально неподвижен, тождествен самому себе. Он лишь количественно обогащает и расширяет свой ум, прилагает свои способности к внешнему миру, не меняясь качественно. Субъект познания как бы обладает, владеет познавательной способностью: «нет ничего такого, что было бы в нашей власти, кроме наших мыслей», — заявляет Р. Декарт. Именно в силу «беспредпосылочности», необусловленности ничем нашей познавательной деятельности мы можем обратить ее на самое себя, не боясь получить искаженный образ нашего «я». Умение «властвовать собой», таким образом, оказывается выражением философской концепции «владения» человеком своей сущностью. Человек — это остров разума среди природного хаоса, где он полновластный хозяин и, подобно Робинзону Крузо, сам занимается его разумным устройством. Однако концепция субъекта, неподвижного в своей сущностной определенности и деятельного по отношению к окружающему миру — объекту, недолго сохраняла господствующее положение в теории познания.

Суверенность человеческого разума в процессе С. была подвергнута сомнению уже Кантом, обнаружившим внутреннюю разорванность человеческой познающей способности, сложность согласования познавательных, нравственных и эстетических составляющих духовной жизни. На место познания себя встает переживание себя, особое «сущностное созерцание» (3. Гуссерль). Самосознающая деятельность наталкивается на обломки индивидуальных бессознательных представлений (3. Фрейд), на родовые «архетипы» (К. Юнг). Тенденция современной философской мысли при решении проблемы С. связана с отказом от понимания С. как непосредственного пути к себе. Предмет рефлексии — «я» — не может вести существование независимое от исследователя и самого процесса исследования. Когда я думаю о себе, пытаюсь найти основание всем моим поступкам, я многое в себе отвергаю или, наоборот, неожиданно обнаруживаю высоко оцениваемые мною качества. Тем самым я уже меняю собственную духовную структуру, перестраиваю ее. Посредники — это те «понимательные вещи», с помощью которых мы прокладываем путь к себе. В качестве посредника может выступать сознание «другого» (ролевое С.), социально значимый образец (эталонное С.), предметный мир (вещное С.).

Признание существования «посредников» в деле С. принципиально мало что меняет в рассмотренной концепции С. как обнаружения некоего статичного набора человеческих качеств. Исчезает лишь постулат непосредственности С., путь к себе становится таким сложным, что человек теряется в этом множестве зеркал-посредников, теряет точку опоры. Признание неизменного «я» сочетается с невозможностью «прорваться» к нему, обрести себя в бесконечном мире отражающих друг друга зеркал. Популярная в современной художественной литературе тема двойника и зеркала является иллюстрацией проявления отчуждения человеческого сознания, при которой человек «теряет» себя в процессе С., ориентированного на поиск подлинного, но глубоко запрятанного «я». Если выраженное в абстрактной форме положение, согласно которому человек является и объектом, и субъектом познания, возражений не вызывает, то, переходя в личностный план, становясь предметом переживания, данное философское положение приобретает оттенок трагизма. Невыносимость ощущения себя одновременно потерявшимся и разыскиваемым, преследователем и преследуемым, актером жестокой пьесы и одновременно спокойным, пресыщенным зрителем, волком и загонщиком передана в искусстве — в «Сожженной карте» К. Абэ, в «Непрерывности парков» X. Кортасара, в «Бесконечном вестерне» Р. Шекли. Современная философская герменевтика, феноменология, постструктурализм, избавляясь от образа неподвижного «я», познаваемого с помощью самонаблюдения, стирают грани между С. и сознанием, индивидуальным и общественным С. Тем самым проблема С. теряет свою относительную автономность в философии.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 321-323.

Понятие: