Рациональность

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - характеристика любого процесса (природного, социального, ментального) как разумно упорядоченного. В прошлом Р. являлась характеристикой не только человеческой деятельности, но и бытия в целом, была онтологической категорией. Начиная с Нового времени проблема Р., ее основных видов решалась в рамках проблемы соотношения рассудка и разума. У истоков учения о рассудке и разуме стояли Аристотель, Н. Казанский, И. Кант, Г. Гегель. Рассудок расчленяет, регистрирует, описывает видимое, следуя правилам, объясняет и предсказывает. Рассудок «инструментален», он имеет дело с конечным и обусловленным, он не обращается к «началам и концам», а оперирует понятиями в пределах заданного образца, нормы. Рассудок — целевыполняющая деятельность. Разум — это поиск «единства в правилах», форма теоретического осознания познавательной деятельности. Разум задает нормы, правила, выясняет их «последние» основания, определяет цель познания. Он истолковывает, оценивает, пытается понять, задает основные регулятивы познавательной деятельности, он ценностно ориентирован. Проблема соотношения рассудка и разума не выводит Р. за пределы познания. Для классической философии проблема Р. — это проблема соотношения философии и науки.

Проблема Р. вычленяется из общей гносеологической проблематики в связи с обнаружением расхождения разума и бытия, отсутствия единых принципов познавательной деятельности на все времена и для всех народов. Обращение к проблеме Р. заключает в себе вопрос «как возможен разум», каковы формы и границы его действия.

В современной философии проблема Р. выходит за пределы теории познания и становится характеристикой всех видов человеческой деятельности. Р. как разумно обоснованная деятельность имеет несколько значений. Р. в сфере научного познания — это степень «фундированности», обоснованности знания; она предполагает наличие безусловных критериев, позволяющих отличить знание от незнания, науку от ненауки, истину от лжи. Под Р. иногда понимают степень согласованности целей и средств познания, метода и теории. Р. рассматривают и как способность объяснения, сведения неизвестного к известному.

Особой формой Р. является перевод нерационализируемого в данной системе координат в иной, часто альтернативный мир. Так, например, мифологическое сознание, не подчиняющееся законам аристотелевской логики, может рассматриваться как наделенное особой логикой — логикой партиципации (сопричастности). Такая форма Р. возможна на основе релятивизации разума: нет больше единых законов разума, управляющих единственным миром, в котором живет человек. Этот тип Р. лежит в основе концепций культурной самобытности, пред-полагающих, что каждое общество имеет свою истину, свой разум. Р. — это также способность воспроизводить предмет или его отдельные функции для практических целей. Другой распространенный подход — понимание Р. как степень соответствия целей и средств деятельности; это целевыполняющая Р. Можно также говорить о целеполагающей Р., о Р. как деятельности по выработке целей, соответствующих основным тенденциям действительности. Возможно также выявление особой Р. в различных сферах социальной деятельности — в сфере управления, в производственной сфере, в политической области и т.п.

В целом в современном философско-методологическом комплексе знаний сложилось несколько типов решения проблемы Р. Один подход отождествляет поле решения проблемы Р. со специализированной формой познавательной деятельности — с наукой. В рамках такого достаточно узкого, специального понимания Р. рассматривается «формальным» способом, вне соотношения разума с действительностью. Р. в данном случае — синоним упорядоченности, общезначимости знания, его системности, интерсубъективности.

Другой подход связан с расширением сферы деятельности «научного разума», перенесением его на всю культуру. Столкновение сциентизма и антисциентизма определяет характерные способы решения проблемы.

Наконец, существует третий, предельно широкий подход к проблеме Р., преодолевающий альтернативу «сциентизм-антисциентизм», рассматривающий Р. как особый, исторически ограниченный способ функционирования культурных образцов. Р. в данном случае — это особая логика культуры, иногда в явном, а чаще в скрытом виде воплощенная в экономике и в политике, в искусстве и в науке, в повседневной человеческой деятельности. Понятия, которые оказываются эффективными инструментами исследования Р. в русле данного подхода, — это «парадигма», «эпистема», «дискурс», «культурный код». Такое понимание Р. не дает идеальной модели рациональной деятельности, в нем всегда идет речь лишь об определенном типе Р.

Как правило, выделяются классическая и неклассическая модели Р. Для классической Р. характерны универсализм, пафос новизны, претензии на единственность интерпретации смысла культурных ценностей, вытекающий отсюда «прогрессизм» в понимании исторического развития. Субъект познания и деятельности «прозрачен» для самого себя, способен в любой момент к корректированию своего поведения. В каждом виде деятельности и в мире целом существует некая контролирующая и проверяющая инстанция. Между Богом, природой, человеком, обществом нет пропасти. Неклассическая модель Р. строится на иных принципах. Рушатся претензии на универсальные построения в сфере науки, искусства, политики. Разрушается монологизм, однолинейный историзм, возникает познавательный и культурный плюрализм. Из жизни исчезает понятие единого смыслового поля. Не существует никакой вненаходимой абсолютной оценивающей и проверяющей инстанции; субъекту становится невозможно отделить себя от своей деятельности, своего мира.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 304-305.