Модерн (Кузнецов, 2007)

МОДЕРН — влиятельное направление в искусстве конца XIX — начала XX века, именуемое «Art-nouveau» во Франции и «Jugend-stil» в Германии. Модерн не следует, как это часто делают, путать с более широким художественным явлением — модернизмом. Модерн сформировался в Англии в русле английского художественно-промышленного движения конца XIX века, вождем и пропагандистом которого был У. Моррис (1834—1896). Значительную роль в рождении М. сыграл также Дж. Рескин (1819—1900), соединивший в своей эстетической теории красоту и пользу. Возникнув на волне поисков новых синтетических форм в искусстве, М. активно экспериментировал в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, дизайне. Благодаря М. были открыты новые оригинальные технологии в графическом дизайне, журнальной и книжной иллюстрации, в мебели, текстиле, дизайне стекла и керамики, в эстетике моды.

Модерн был чужд академизму и историческим аллюзиям, это было детище наступающей индустриализации Европы и США. Если и говорить о заимствованиях из прошлых стилей, то это искусство шло так далеко в толщу истории, что здесь можно найти связи с далеким примитивным художественным мышлением. Кроме того, модерн максимально приблизился к природе. Излюбленными темами художников — представителей модерна стали изображения символически выраженных растительных форм, а также причудливых микроорганизмов, заимствованных из зоологических и ботанических исследований.

Образец так называемого позднего модерна.
Дом 1907 года постройки в городе Выборге.

Крупнейшие представители стиля модерн: О. Бердслей, А. Ван-дер-Вельде, А. Гауди, У. Моррис, Л. Салливан, Л. Тиффани. Наиболее известные архитектурные постройки в стиле модерн в России: Ф.О. Шехтель — Дом Рябушинского в Москве (1900—1902), В.Ф. Вальклот — Гостиница Метрополь в Москве (1899—1903) с майоликовыми панно М.А. Врубеля и А.Я. Головина.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 335.

Понятие: