Материализм (Кириленко, Шевцов)

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materials — вещественный) — одно из главных направлений в философии наряду с идеализмом. Субстанцией, первоосновой всего существующего, он считает материю — независимую от сознания, духа реальность, часто рассматриваемую как вещественную, «телесную». М. считает, что материя вечна, является источником многообразия и единства всего существующего. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека. В области теории познания материалисты стоят на позициях сенсуализма. Как правило, материалистам свойствен социальный и гносеологический оптимизм, вера в возможности науки и преобразовательную деятельность человека. Термин «материализм» был введен Г. Лейбницем.

М. имеет различные формы. Исторически первой его формой является наивный М., отождествляющий материю с каким-то видом вещества (водой, воздухом, огнем и т. п.). Первые греческие натурфилософы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл) были яркими представителями этой формы М. Для Лейбница наиболее яркой формой выражения наивного М. был античный атомизм. В XVIII в. был широко распространен механистический М„ основное свойство материи усматривающий в протяженности (Дж. Толанд, П. Гольбах. Ж. Ламетри) В середине XIX в. возникает так называемый «вульгарный» М., сводящий все мыслительные процессы к материальной основе (К. Фогт, Я.Молешотт, Л. Бюхнер). Фогт считал, что мозг так же выделяет мысль, как печень — желчь. Для Молешотта химические процессы были универсальной основой объяснения духовной сферы. Причина рабства — употребление растительной пищи рядом народов Юга. Классовые различия Л. Бюхнер объяснял природой наследственности. Упрощенно понимал духовную жизнь человека и русский ученый В. М. Бехтерев.

В особую форму можно выделить естественнонаучный, или стихийный М. — до конца не осознанную мировоззренческую установку исследователя, предполагающую уверенность в объективном существовании природных закономерностях и в способность человека познать эти закономерности.

В XIX в. возникает марксистская материалистическая школа — диалектический и исторический материализм, который стал ведущим материалистическим направлением в XX в. Марксистский материализм избегает упрощенного понимания материи, не сводит ее к определенному виду вещества или к определенным свойствам вещества; признает бесконечное разнообразие материальных форм. Свойство развития, изменения органически присуще материи. Высшей формой развития материи является возникновение человека как общественного существа. Сознание нельзя свести к его материальному носителю — мозгу, сознание — производное общества, его продукт и необходимое условие функционирования. Процесс познания рассматривается в диалектическом материализме как результат отражения объективного мира в сознании человека.

Ряд трудностей, возникающих в связи с попытками решить в рамках М. проблему свободы и ответственности, проблему генезиса и качественного своеобразия человеческого сознания, проблему социального прогресса, приводят М. к необходимости привлечения дополнительных посылок, философских принципов, разрабатываемых в других философских направлениях. Так возникают деизм — обращение к понятию Бога при объяснении возникновения мира, гилозоизм — учение о всеобщей оживленности материи, помогающее понять возникновение живой природы из неживой, пантеизм, растворяющий Бога в природе.

М., как правило, тяготеет к атеизму, сознательной критике религиозных учений. Вместе с тем богословы, религиозно ориентированные философы считают философский материализм необходимым этапом духовного развития человечества. Человек, писал Вл. Соловьев, «не есть только разумно-свободная личность. Он есть также существо чувственное и материальное». Материальное начало в человеке связывает его со всей природой и ее творцом — Богом. Человек должен полюбить свою материальную природу, только признание «прав материи» в этом мире освободит человека от материального рабства. По словам современного православного богослова Антония Сурожского, христианство — единственный материализм, который отводит материи достойное место в мире, верит в ее бездонные возможности; ведь «этот материальный мир оказался способным вместить самого Бога... им в этом не сгореть». Для верующего обязательно настанет время, когда материальное обновится, преобразится, соединится с духовным, когда возникнут новое небо и новая земля, где всё будет пронизано Божеством.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 218-219.

Понятие: