Марксизм (Кузнецов, 2007)

МАРКСИЗМ — система философских, политэкономических, политических воззрений, возникшая в середины XIX в. Формирование взглядов основоположников системы К. Маркса и Ф. Энгельса шло в процессе осмысления и переосмысления основных достижений человечества в духовной сфере. В области философии ими были созданы материалистическая диалектика, или диалектический материализм, и открыто материалистическое понимание истории (см. Исторический материализм). Материалистическая диалектика, или диалектический материализм, — принципиально новое образование в мировой человеческой мысли, в котором сделана попытка обоснования внутреннего единства диалектики и материализма. Понимая диалектику как учение о всеобщей связи, о развитии, основоположники М. выделяют три этапа в ее истории: первый — наивная диалектика древних. Это в целом верный взгляд на природу, общество, духовную деятельность: все движется, изменяется, — при отсутствии знания частностей, из которых складывается «картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий». Второй этап — метафизическое мышление, возникшее в эпоху дифференциации наук, когда на первый план выходит познание частностей, их точное исследование. Исследование частностей было необходимо, но при этом неправомерно игнорировалась общая связь вещей и последние выступали как «отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого». Третий этап — современная диалектика, которая, с одной стороны, включает понимание общего взаимодействия, развития, с другой стороны, это понимание основывается на точном знании частностей, на совокупности наук, в развитии которых на первый план выступает уже не дифференциация наук, а их единство, взаимосвязь.

При исследовании системы производственных отношений (в единстве с производительными силами) капитализма К. Маркс выявил, что сущность его состоит в производстве прибавочной стоимости. Согласно мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, основным противоречием капиталистического производства является противоречие между уровнем и характером производительных сил, достигнутых в период господства крупной промышленности, и частным, капиталистическим присвоением средств производства. Как показывает К. Маркс в «Капитале», в крупнопромышленном производстве, во-первых, идет чрезвычайно быстрый рост производства материальных благ, во-вторых, образуется техническая необходимость общественного труда многих людей. Общественный характер производства в крупной промышленности вступает в противоречие с частным присвоением. И это противоречие тормозит развитие производительных сил, ведет в той или мной степени к их разрушению, что прежде всего проявляется в кризисах, в анархии производства.

Радикальное устранение основного противоречия капитализма состоит, согласно этой концепции, в устранении частной собственности капиталистов (имеется в виду прежде всего частная собственность на крупнопромышленные средства производства) и ее переход в собственность всего общества.

Для осуществления такого преобразования необходима политическая революция, осуществляемая мирным или немирным путем. Под революцией подразумевается коренное преобразование общества. Революция, устраняющая капиталистическую собственность, неизбежно приобретает политический характер, т.к. политика есть не что иное, как сфера сознательной борьбы классов за свои коренные интересы. Класс, господствующий в экономике, господствует и в политике. Поскольку К. Маркс и Ф. Энгельс видели в современном им обществе только два основных класса: капиталистов и работающих на них наемных работников, рабочих, то революция, совершающаяся ради обобществления собственности на средства производства, — это борьба против политической власти класса капиталистов за установление политической власти рабочих. Последним она необходима для реального обобществления собственности на средства производства. В результате этого «на место старого общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 301-302.

Понятие: