Постмодерн (Кузнецов, 2007)

ПОСТМОДЕРН - обозначение специфики мировоззренческих установок новейшей, «постсовременной» культуры в целом, связанной прежде всего с поливариантным восприятием мира, а также с акцентированной проблемой самоидентификации культуры. Термин, широко используемый как интердисциплинарный и до сих пор не имеющий однозначного определения, функционирует одновременно как внешнее исследовательское определение, так и внутренний конституирующий принцип, реализующий себя в различных сферах человеческой деятельности — искусстве, политике, экономике, философии, литературе, психологии, науке и пр.

Постомодерн этимологически закрепляет не только постериорное отношение новейшей культуры и философии к культуре и философии модерна, но и рефлексию, по большей части критическую, по отношению к предшествующему способу существования в культуре и философии. Постомодерн предполагает принципиально новый, не приемлющий статики и однозначных определений взгляд на мир. Меняется и статус философии: постмодернистская парадигма философии парадоксально оказывается началом разрушения парадигмального способа мышления. Центральной проблемой становится проблема осмысления текста. В связи с реализацией этой задачи теоретиками философского постмодернизма считают философов нео- или постструктуралистов: М. Фуко (позднего периода), Ж. Деррида, Р. Барта (позднего периода), Ж. Лакана (позднего периода), Ф. Гваттари, Ж. Делеза и др. — тех, кто предложил новую, в отличие от структурализма, небинарную стратегию текста. Часто под П. понимают движение деконструктивизма, в узком смысле этого термина — практику анализа постмодернистских художественных текстов (развитую прежде всего в США Йельской школой), более широко — практику анализа любых явлений как текстов по методике, в основе которой лежит метод деконструкции, предложенный Ж. Деррида в качестве способа восстановления смысла текста путем обнаружения связанных с ним других смыслов, других текстов.

П. из теории новейшего, прежде всего неоавангардистского искусства и культуры превратился в общефилософскую концепцию. Считается, что первым термин «П.» употребил как уничижительную характеристику человека декаданса Р. Панвиц в работе «Кризис европейской культуры» (1917). В современном значении как обозначение специфики культуры периода после второй мировой войны он появляется в работе Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» (1975) для определения всеядности архитектурного стиля, появившегося в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Затем термин распространяется на изобразительное искусство как легитимация эксперимента с цветом, формой и даже жанром, на литературу как констатация появления «нового романа» и его влияния на стилистику художественного текста и, наконец, с появлением работы Ж.Ф. Лиотара «Ситуация постмодерна» (1979) — на философию как определение состояния и перспектив, по выражению представителей Франкфуртской школы, «философствования после Освенцима». Ж.Ф. Лиотар полемизирует с Ю. Хабермасом, считавшим преступления XX в. следствием неправильной реализации просветительского проекта построения единого мира и видевшим задачу культуры в восстановлен ценностей модернизма. В интерпретации Ж.Ф. Лиотара Освенцим — результат реализации проекта Модерна, и выходом является кардинальное изменение восприятия мира: переход от иерархии, устанавливаемой метадискурсом «больших нарраций» к принятию множественности самостоятельных и равноправных элементов, существующих в виде полиморфичных и диверсивных языковых игр. Ж.Ф. Лиотар использует литературоведческий термин, обозначающий повествовательный уровень, т.е. определенную — в данном случае иерархическую — организацию текста и закрепленную в нем речевую деятельность.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 432.

Понятие: