Еллино-словенская школа

ЕЛЛИНО-СЛОВЕНСКАЯ ШКОЛА — церковно-образовательная школа Луцкого братства при ставропигиальной Крестовоздвиженской церкви в Луцке (на Волыни), основана по просьбе волынских дворян и мещан. Патриарх Иерусалимский Феофан утвердил в 1620 устав братства, а патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис прислал грамоту, утвердившую уставы братских школ в Луцке и Киеве (в т. ч. и Еллино-словенская школа), согласно к-рому игумен братской церкви должен был вести надзор за школой. Из числа монахов для неё выбирался ректор школы, но ни игумен, ни ректор не могли распоряжаться жизнью Еллино-словенской школы без согласования своих действий со светскими братьями. Из числа последних избирались 2 лица для наблюдения за школой. Название школы говорило о том, что в ней преподавались 2 языка. Ученики делились на 3 класса: в 1-м учились читать, во 2-м читали и учили наизусть разные предметы, в 3-м объясняли выученное и обсуждали его. В ходе обучения гл. внимание обращалось на то, чтобы ученик максимально усваивал и понимал предмет преподавания, для чего по окончании каждого урока ученики должны были пересказывать полученные знания друг другу, записывать и повторять пройденный материал перед родными и хозяевами, ответственными за них перед братством, а на следующий день, перед началом нового урока, отвечать учителю вчерашний урок. Предметами учения были, кроме первоначального чтения и письма, греч. и слав. грамматика с упражнениями, заучивание и толкование мест из Св. Писания, трудов отцов Церкви, молитв, богослужения, церк. пасхалия, счёт, а также изречения и суждения философов, поэтов, историков, риторика, диалектика и философия. При этом строго запрещалось читать и держать у себя еретические и иноверческие книги. Для быстрейшего усвоения языков ученики должны были общаться и между собой даже вне уроков на указанных языках. Ученики могли изучать не все упомянутые предметы, а лишь некоторые, смотря по их способностям, а также по совету ректора или по желанию родителей. В школу принимались дети всех сословий и имуществ. состояния, начиная от зажиточной шляхты и мещан до нищих; воспитателям строго наказывалось не делать между ними никаких различий, кроме как по степени их успехов: все они по очереди были обязаны заниматься хозяйственными делами по школе: топить печи, делать уборку, выполнять роль привратника и т. п. Ученики должны были строго соблюдать правила благочестия, по всем воскресеньям и праздникам собираться на богослужения, выслушивая накануне приличествующие событиям нравоучения, а после обеда слушать разъяснения прочитанных в церкви мест из Св. Писания. 4 раза в год, т. е. в каждый пост, они обязаны были говеть, а наиболее благочестивые из них, кроме того, причащались и исповедовались в господские праздники. Школьное начальство следило за их поведением как в школе, так и за её пределами, и наказывало ослушников розгами. Каждую субботу после обеда учитель читал им длинные нравоучения о том, как они должны были вести себя, а для памяти давал им испить «школьную чашу». Неисправимых исключали. И за учителями члены братства осуществляли строгий надзор, и в случае неподобающего поведения их изгоняли из школы. Религиозное воспитание в Еллино-словенской школе ставилось на 1-е место, т. к. сама потребность в школьном воспитании была вызвана необходимостью защищать православную веру от иезуитов и униатов.

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.