Апейрон (Кузнецов, 2007)

АПЕЙРОН (от греч. ἄπειρον — беспредельный, бесконечный) — первоначало в философии Анаксимандра, «начало и основа всего сущего», бесконечная первоматерия, не имеющая начала во времени и пространстве. А. — бескачественен, но является основой всех качественно определенных тел; вечно пребывает в движении; «не знает старости», «бессмертен и неуничтожим», самодостаточен. А. не только субстанциальное, но и генетическое начало универсума. Все элементы космоса обязаны ему своим рождением. Находясь в движении, А. выделяет противоположности — влажное и сухое, холодное и теплое. Комбинации этих свойств образуют землю, воду, воздух и огонь. Позже у Анаксимена понятие А. уже соотносится только с воздухом — А. превращается из субстанции в свойство.

В пифагореизме А. входит в первую пару онтологических противоположностей: предельное — беспредельное. Платон соотносит А. с понятиями бесконечности, неопределенности, текучести. Аристотель полагает, что А. возможен лишь акцидентально, а не субстанциально. Плотин в «Эннеадах» подчиняет А. Единому.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 29.

Понятие: