Нация (Кузнецов, 2007)

НАЦИЯ — совокупность людей, объединенных наличием общего отечества. В отличие от этноса, с которым Н. нередко отождествляют, сущность Н. наиболее отчетливо выражается в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей, причем чаще всего политических. Н. в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всего политическая, сила.

Н. первоначально возникли в Западной Европе, и их появление связано со становлением и развитием капитализма. В процессе преодоления феодальной раздробленности (…) шло формирование централизованных государств и одновременно социоисторических организмов, основанных на рыночных связях. Вместе с появлением каждого такого, единого в экономическом отношении социоисторического организма возникли и его объективные интересы, которые не могли не быть интересами основной массы людей, входивших в его состав. В результате единый социоисторический организм, который одновременно был и централизованным государством, выступил в глазах его членов как их общее отечество, а они, все вместе взятые, стали общественной силой, отстаивавшей интересы этого отечества, т.е. Н. Идея национального единства, без которой нет Н., могла оформиться только в борьбе за интересы социоисторического организма. Вначале это была борьба за реальное единство социоисторического организма, затем за ликвидацию феодальных порядков, препятствовавших развитию общества. В ходе буржуазных революций окончательно утвердилась идея отечества, оформилось национальное самосознание и тем самым завершился процесс формирования Н. Так как в данном случае формирование Н. шло по признаку принадлежности к тому или иному социоисторическому организму, то она вполне могла быть по своему составу полиэтничной, т.е. включать в себя людей, принадлежавших к разным этносам. Во французскую Н., например, наряду с этническими французами вошли эльзаслотарингцы, корсиканцы, бретонцы, баски. Полиэтничными являются также швейцарская, бельгийская и многие другие Н.

Взятая сама по себе разнородность этнического состава единого социоисторического организма не может с необходимостью привести к образованию в его пределах нескольких Н., но создает возможность такого развития. Эта возможность превращается в действительность, когда в действие вступает фактор, именуемый национальным гнетом. Он прежде всего выражается в дискриминации по признаку этнической принадлежности: наличие определенных прав и привилегий у людей, входящих в одну этническую общность, и отсутствие таковых у членов других этносов, обращение с представителями той или иной этнической общности как с существами низшими, преследование их языка и культуры, навязывания им языка и культуры господствующего этноса, а также в отношении к области, компактно населенной тем или иным этносом, как к колонии, т.е. выкачивание из нее средств, торможение ее промышленного развития, превращения ее в сырьевой придаток и т.п.

Национальный гнет с неизбежностью порождает у представителей дискриминируемой этнической общности общие интересы, отличные от интересов социоисторического организма, и вынуждает их объединяться для борьбы за свои права. Дискриминируемый этнос становится политической силой, преследующей свои собственные цели. Если дискриминируемая общность сравнительно велика и члены ее более или менее компактно населяют определенную территорию, то они начинают осознавать как свое отечество только данную область, а не весь социоисторический организм, в котором живут. В результате они становится особой Н., противопоставляющей себя всему остальному населению страны, а их борьба против дискриминации приобретает характер борьбы за интересы своего отечества против его врагов и угнетателей. Чаще всего новая нация начинает стремиться к созданию собственного независимого государства, а тем самым и самостоятельного социоисторического организма.

Если в первом случае Н. формировалась в основном по признаку принадлежности к населению единого социоисторического организма, то в данном случае она характеризуется по признаку принадлежности к определенной этнической общности: все представители данного этноса образуют Н. В результате возникает иллюзия полного тождества Н. и этноса. На самом деле существуют Н. двух основных видов. Первые можно назвать социорными Н. (соционациями), вторые — этническими Н. (этнонациями).

Но всегда причиной движений, имеющих целью отделение и создание самостоятельного государства, является национальный гнет. Иногда у их истоков — корыстные интересы местной элиты, стремящейся освободиться от контроля сверху, столь же эгоистические интересы местного чиновничества, жаждущего закрепить за собой должности, местных предпринимателей, старающихся вытеснить опасных конкурентов, амбиции местной интеллигенции, желающей монополизировать за собой сферу духовной жизни и «хлебные места» в системе образования, науки, культуры и т.п. Все эти группы апеллируют к родным массам, спекулируют на различного рода теневых сторонах жизни и стремятся выдать себя за истинных защитников национальных интересов. Подобного рода движения правильнее всего назвать псевдонациональными.

Литература: Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М., 1999.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 350-352.

Понятие: