Кенозис
КЕНОЗИС ( греч. κένωσις - опустошение) — термин христианской теологии, которым обозначается акт нисхождения в мир Бога, по собственной воле ограничивающего свою славу и принимающего условия земного бытия. Термин «К.» достаточно позднего происхождения. У гностиков в широком хождении было сходное понятие «кенома» (греч. … — пустота), им, в частности в системе Валентина, обозначалось пустое пространство, которое заполняется исходящим из Софии и порожденного ею Демиурга смысловым началом мира. В кеноме создаются семь космических сфер, оформляющих материальный мир. Теология валентиниан учила, что мир, сотворенный рожденным в кеноме Демиургом, — мир несовершенный, приуготовленный к гибели, поэтому в кеному является «третий Христос», чтобы спасти в материальном мире то, что можно вернуть в плерому — пневматиков и психиков. Христианская идея К. акцентирует не столько значение пустоты, ничтожности материального мира, сколько представление о самоуничижении Божества, принимающего при нисхождении в мир человеческую природу, причем в образе рабском, унизительно оскорбленном крестной смертью (Фил. 2.6—8). В патристике основы учения об «уничижении Христа» были заложены Кириллом Александрийским (V в.), который конкретизировал понимание соотношения в Иисусе Христе божественной и человеческой природы, определил степень зависимости воплотившегося Сына Божьего от человеческой природы. В протестантской теологии тема К. стояла в центре спора «криптиков» и «кенотиков» по поводу человеческой природы Христа. Разработка учения о К. сопряжена с решением проблемы свободы выбора человека между добром и злом, допущенной в силу самоограничения божества. В православном богословии теме К. посвящен труд М.М. Тареева. В XX в. термин «К.» стал одним из ключевых в философии Г.П. Федотова, который в понятиях «К. Христа», «кенотическая святость» акцентировал значение вольного уничижения Христа и русских святых. Опираясь на понятие «кенотическая святость», Г.П. Федотов стремился раскрыть особенности русской религиозности. В значении жертвенного и униженного нисхождения божества в мир, осуществляемого из любви к страждущим, понятие К. вошло в оборот современного религиоведения.
Литература:
Тареев М.М. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа. М., 1901;
Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 250-251.