Догматизм (Фролов)

ДОГМАТИЗМ (греч. dogma — мнение, учение, постановление) — некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, который в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает специфические условия места, времени, действия и опирается на произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции. Гносеологические корни Д.— явное или неосознанное игнорирование динамичности, конкретности, процессуальности истины, нарушение или искажение диалектики абсолютного и относительного в ней. Последнее сопровождается гипертрофией к.-л. из сторон истины, истолкованием их как раз и навсегда данных, т. е. вполне безусловных, непреложных, не требующих дальнейшего опытного и логического обоснования и проверки. Психологический фундамент Д.— слепое доверие авторитету, инертность ума, атрофия воли, консервативная приверженность прошлому, некогда усвоенным канонам, формулам, устоям жизни. Социальные основания Д.— корпоративный (классовый, групповой) или личностный эгоизм, заинтересованность в поддержании неприкосновенности наличного status quo. Д. в политике сопряжен с авторитаризмом, монополией на мировидение и мировосприятие, ведет к разрыву слова и дела, теории и практики, обусловливает субъективизм, волюнтаризм и в конечном счете самодискредитацию политики. Лучший способ борьбы с Д.— творческое позитивное развитие теории, умение отталкиваться от твердой почвы реальности, объективных фактов. Схематически-окостеневшему, догматическому мышлению диалектический материализм противопоставляет мышление, основанное на принципе конкретности истины, который ориентирует на рассмотрение данной истины в четко определенном контексте и с учетом объективной области ее применимости, условий формирования и функционирования. Одна из основных задач перестройки — формирование идеологии обновления, нового политического мышления, что предполагает прежде всего преодоление догматического мышления, устаревших стереотипов и т. п.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 125-126.

Понятие: