Истина (Кузнецов, 2007)

ИСТИНА — адекватное отражение действительности. Одно из важнейших теоретико-познавательных понятий, т.к. весь процесс познания окружающего нас мира направлен на достижение И., которая выступает как результат познания. Противоположным понятию И. является понятие «ложь».

И. является оценкой высказываний, т.е. она присуща особого рода языковым конструкциям — повествовательным предложениям естественного языка или их аналогам в формализованных языках. Это связано с тем, что именно в повествовательных предложениях фиксируется наше знание о мире, мы судим о том, что есть и чего нет, утверждаем или отрицаем наличие определенного положения дел. В конечном итоге именно наши утверждения и характеризуются как истинные. Поэтому оценка И. неприменима к вопросительным и побудительным предложениям, т.к. они не содержат утверждений. По этой же причине она неприменима к понятийным конструкциям языка, нашим чувственным данным, хотя они и являются формами отражения мира. Тем более эта характеристика неприменима к объектам, процессам и явлениям самой действительности. Однако она применима к теориям, т.к. последние являются множествами высказываний.

Основная трактовка понятия И. называется корреспондентской (классической) концепцией И. Впервые в явной форме она была сформулирована Аристотелем. Согласно этой концепции, высказывание считается истинным, если то положение дел, существование которого утверждается (или отрицается) в высказывании, имеет место (соответственно, отсутствует) в мире. При этом понятие мира трактуется очень широко. Это не только объективный, внешний по отношению к нам мир, наполненный реальными вещами, но и любое другое множество объектов — абстрактных, идеальных и даже выдуманных нами фантастических или литературных персонажей. И., таким образом, трактуется как отношение, существующее между миром (в уточненном выше смысле) и воспроизводящим его высказыванием. Если предполагается, что мир воспроизводится так, как он существует сам по себе, независимо от познающего субъекта, то говорят об объективной И. Достижение объективной И. является главной задачей всех наук. В случае, когда это воспроизведение предполагает ту или иную ссылку на субъекта познания, т.е. на зависимость от его личных пристрастий, желаний и мнений, то говорят о субъективной И. Если воспроизведение мира предполагает его моделирование посредством введения абстрактных и идеальных объектов — чисел, геометрических фигур, функций, идеальных газов, материальных точек, абсолютно упругих тел и т.д., — то говорят об И. в модели. Если при установлении истинности некоторого высказывания отвлекаются от тех средств, с помощью которых эта истинность устанавливается, то говорят об И. в себе, если же эти средства четко фиксируются, то говорят о конструктивной И.

Классическая концепция И. была уточнена А. Тарским посредством схемы, задающей условия истинности предложения — Т«р» = р, которая читается: «предложение "р" истинно, если и только если имеет место р». Левая часть этой эквивалентности подчеркивает ту мысль, что И. является метапредикатом, свойством предложений (р — это имя оцениваемого предложения), а правая часть указывает на реальную ситуацию в мире. Эта схема базируется на понимании процесса познания как отражения, широко используется в современных логических исследованиях и повсеместно применяется во всех без исключения научных дисциплинах.

Все остальные концепции И. тесно связаны с применяемыми методами обоснования истинности высказываний, являются вспомогательными и служат в конечном итоге для нахождения объективной И. Сюда относятся концепции прагматической И. — высказывание считается истинным, если его практическое использование ведет к достижению цели (практика как критерий И.); когерентной И. — высказывание является истинным, если оно логически дедуцируется из исходных постулатов (аксиом) некоторой непротиворечивой теории; конвенциональной И.— высказывание истинно на основе принятых соглашений (определений). Следует отметить, что эти концепции, а также те понятия И., которые вводятся ниже, тесно переплетены друг с другом и являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими.

Для логики, математики и теоретического естествознания чрезвычайно важной является концепция конвенциональной И. На основе принятых конвенций (определений) в этих дисциплинах удается чисто аналитически, т.е. без обращения к внешнему миру, обосновывать истинность некоторых высказываний этих дисциплин. Так, обоснованные предложения называются аналитически истинными. Среди аналитически истинных особое место занимают логические истинные предложения. К числу последних относятся те утверждения, истинность которых устанавливается чисто логически, на основе соответствующих определений ло-гических терминов.

Понятию логически истинного противостоит понятие фактически истинного. Так называются те высказывания, истинность которых не может быть обоснована только логическим способом. Таковыми являются все истинные утверждения других дисциплин, которые распадаются на два класса — теоретически истинные и эмпирически истинные. К первым относят те высказывания, которые обосновываются на основе когерентной концепции И., ко вторым — высказывания, истинность которых устанавливается с помощью различного рода эмпирических процедур — наблюдений, экспериментов, измерений.

Утверждения последнего вида играют важную роль в теоретическом естествознании. Так, если для некоторой системы предложений, описывающей некоторое явление, удается показать, что ее фактуальные следствия являются эмпирически истинными, то тем самым обосновывается объективная истинность знания, заключенного в этих предложениях, сама эта система начинает рассматриваться как теория, а ее предложения трактуются как теоретически истинные. Особенно веским обоснованием объективной истинности нашего теоретического знания является его успешное практическое применение. В этом смысле объективная истинность свойственна не только предложениям естествознания, но и положениям логики и математики.

Говоря об И. как адекватном отражении действительности, необходимо иметь в виду, что существует различная степень такой адекватности. В этой связи различают абсолютную И. и относительную И. Наши теоретические построения являются относительно истинными, если при их создании используются те или иные огрубляющие реальное положение дел абстракции и идеализации.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 220-222.

Понятие: