Огораживание: свидетельства XV и начале XVI веков

Литературные выступления против огораживаний в конце XV и начале XVI в.

 Первым публицистом, если так можно выразиться, поднявшим свой голос в литературе против огораживаний, был Джон Росс (Rossus или Rous, 1411 —1491), уорвикский антикварий и хронист, автор большой хроники под заглавием «История королей Англии». 1 Хроника была написана в 1485—1486 годы и посвящена Генриху VII. Она начиналась с истории нормандских королей и была доведена до 1486 года (год рождения принца Артура, старшего сына Генриха VII).

Под 1459 годом Росс поместил свою петицию, подававшуюся им в парламент (в Ковентри) в этом году. Практического значения петиция Росса не имела, парламент отказался даже ее рассматривать. Но петиция получила широкую известность, главным образом благодаря включению ее в хронику. Поэтому мы имеем полное основание считать ее публицистическим произведением. Петиция Росса интересна тем, что она дает конкретный материал по вопросу о наиболее ранних массовых огораживаниях. И в то же время она интересна своим стилем. Ламентации Росса—это прообраз и начало типичных ламентаций XVI века. Очевидец огораживаний, происходивших на его глазах в Восточном Уорвикшире, Росс в таких чертах описывал поразившее его явление: «Посмотрите, сколько сел разрушено в восточной части графства Уорвикшир, — писал он:— На моей родине близ гор. Уорвика в 12, или немного более, рыцарствах разрушены села и деревни [далее следует перечень 63 населенных пунктов]... Все эти названные селения разрушены и разорены в такой степени, что на них больно смотреть. Когда я сравнил с записями [Recorda] 7 и 8 года Эдуарда I [около 1280 года — В. С.], чтобы узнать, сколько в этих селениях было тогда держателей и сколько осталось их теперь, то я нашел следующее: Верхний Wodcot имел 13 держателей, Нижний Wodcot — 14, Cherleote — 57, а теперь там осталось всего 6 или 7, вместе с ректорией 2 и манором. В селении Compton Mordoe сохранился всего один манор и церковь, а когда-то в нем было 27 свободных и крепостных дер-

____

1. Johannis Rossi Historia regum Angliae, Oxford, 1-е изд. 1716, 2-е изд. 1745.

2. Ректория — дом приходского священника-настоятеля.

[57]

жаний, не считая ректории. Малый Chesterton некогда имел 11 держаний, Compton Shoresen — 63, теперь же там нет ни одного дома и самая церковь там разорена и ограблена. Манор Большой Chesterton еще существует, но из 79 прежних держаний осталось только 63. В маноре Huret некогда было 19 держаний, остался всего один дом, в Finham’e было 12, остался тоже один дом... В селении Crufeld было 12 держаний, теперь осталась одна рига [grangia]. В Малом Wulford когда-то было 43 держания, теперь остались очень немногие. В Bellotey Trussel все жители изгнаны, остался только манор, да и тот намечен к сносу»... 3 Неполный перечень 12 селений из 63 дает уменьшение держателей в количестве не менее 300 человек. К сожалению, Росс не описывает самого процесса огораживаний, ограничиваясь лишь изображением его последствий.

 В своих жалобах на огораживания Росс был не одинок. Около того времени, когда он заканчивает свою хронику, другой современник, один викарий из местечка (town) Quinton в графстве Оксфордшир, не менее ярко описывал бедствия от огораживаний для своей округи в письме, адресованном на имя президента одного из колледжей Оксфордского университета: «Достопочтенный сэр! прошу и умоляю вас во имя бога,— писал куинтонский викарий: — вспомните о положении нашей куинтонской церкви и поддержите наше бедное селение (owre poer towne), которое приходит в упадок и будет окончательно разрушено, если вы не станете более милостивы к вашим держателям, ибо ваши дома 4 развалились и 20 марок окажется недостаточно, чтобы восстановить то, что было разрушено в последние четыре года». 5

Викарий просил администрацию колледжа пожалеть держателей и не предпочитать интересам одного человека (арендатора, некоего джентльмена м-ра Rose) интересов многих держателей прихода, «ибо более приличествует, — морализировал викарий, — поддерживать общину [a comynte], чем одного человека, лучше помогать бедному и невинному, чем сильному человеку и джентльмену». 6 Ответ университетской администрации не сохранился. Но едва ли президент богатого колледжа был убежден доводами приходского викария.

_____

3. J. Rossus. Historia regum Angliae, 1745. Цит. по кн.: Ochenkowsky. Englands wirtschaftliche Entwicklung im Ausgange des Mittelalters, Jena, 1879, S. 37.

4. Автор имел в виду фермы, сдававшиеся вместе с землей.

5. Denton. England in the XV century, 1888, p. 318 (приложение). Дентон относит дату письма к 1486—1504 гг.

6.  Ibid., р. 318-319.

[58]

В 1516 году вышла в свет знаменитая «Утопия» 7 гуманиста и будущего канцлера Генриха VIII Томаса Мора (1478— 1535). В первой части своей книги Мор описывает в довольно мрачных красках положение Англии начала XVI века. Громадное количество преступников, число которых не уменьшается от применения к ним самых свирепых уголовных наказаний, эгоизм богачей, праздность и нелепая роскошь в верхах английского общества, нищета, безработица, вынужденное бродяжничество среди низов, — вот какие факты, по мнению Мора, наиболее характерны для современной ему Англии.

Основной причиной, вызвавшей в Англии огораживания, массовую экспроприацию, безработицу, бродяжничество и порожденные ими преступления, было, по мнению Мора, не что иное, как, овцеводство, преследующее целью лишь обогащение землевладельцев и принявшее размеры, серьезно угрожающие самому существованию английского земледелия и английского крестьянства. «Ваши овцы, — писал Мор, — обычно такие кроткие, довольные очень немногим^ теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей и опустошают целые поля, дома и города [agros, domos, oppida]. В самом деле, во всех тех частях королевства, где добывается более тонкая и поэтому более драгоценная шерсть, знатные и прочие благородные [nobiles et generosi] и даже некоторые аббаты, люди святые, не довольствуются теми ежегодными доходами и плодами, которые обычно получались с имений их предками... [теперь] в своих имениях не оставляют ничего для пашни, отводят все под пастбища, сносят дома, разрушают города, оставляя храмы только для овечьих стойл [templo dufitaxat stabulandis ovibus relicto]. Эти бравые люди обращают в пустыню все поселения и каждую пядь возделанной земли, как будто и без того у вас мало ее тратится под парками для дичи и заповедников». 8

 Кроме ценного указания Томаса Мора на причину огораживаний (развитие овцеводства), важны его замечания о социальном положении огораживателей. В числе последних Мор называет крупных лордов (nobiles), джентльменов (generosi), а также монастыри, частично тоже подвергшиеся капиталистическому влиянию. Особенный интерес представ-

_____

7. Thomas Morus. De optimo reipublicae stato d$que nova insula Utopia libellus vere aureus. 1-е изд. 1516 (Лувен), 2-е 1517 (Париж), 3-е 1518 (Базель). Мы пользовались Базельским изданием в библ. Ин-та им. Маркса — Энгельса — Ленина (ИМЭЛ), Москва.

8. «Utopia», р. 39—40. Ср. русск. перев. Малеина, изд. «Academia», 1935, стр. 59, где выражение «stabulandis ovibus» неправильно переведено «свиные стойла». То же и в изд. 1947.

[59]

ляет свидетельство автора «Утопии» о методах, которыми пользовались землевладельцы, проводя огораживания. Последние производились путем голого насилия, последствием их была массовая эвикция, т. е. насильственное изгнание с земли крестьян-держателей (coloni, по терминологии Мора).

Томас Мор оставил нам живое описание того, как происходила эвикция и какова была несчастная судьба «выброшенных» крестьян и их семей. Огораживатель — «эта ненасытная и жестокая язва отечества [inexplebilis et dira pestis patriae], уничтожает межи полей, окружает единым забором несколько тысяч акров [aliquot millia jugerum], выбрасывает держателей, лишает их, или опутанных обманом или подавленных насилием, даже их собственного достояния, или, замучив обидами, вынуждает к продаже его. Происходит настоящее переселение несчастных: мужчин, женщин, мужей, жен, сирот, вдов, родителей с малыми детьми»... 9 Вскоре несчастные продают за бесценок свои пожитки, а затем, превращенные в бродяг и нищих, попадают в тюрьму, так как никто их не нанимает. «Хлебопашеству, к которому они привыкли, нечего делать там, где ничего не сеют. Ведь достаточно одного овчара или вообще пастуха, чтобы пустить под пастбище ту землю, для надлежащей обработки которой под посев требовалось много рук». 10

 Как на ближайшее следствие огораживаний Мор указывает на вздорожание хлеба. Но и цена на шерсть также возрастала настолько, что покупать ее стало совершенно не под силу более бедным# людям. Торговля шерстью попала в руки немногих богачей, которые выжидают высоких цен на шерсть и таким образом спекулируют на ней. Мор называет эту торговлю особым термином «олигополия», т. е. «торговля немногих (certe oligopolium est), «если ее нельзя назвать monopolium, потому что не один все же продает». 11

 В заключение описания социальных бедствий, постигших Англию, Мор предлагал ряд мероприятий, часть которых фактически еще до него пыталось проводить в жизнь Тюдоровское правительство, хотя л без достаточных результатов. «Удалите эти губительные язвы [pestes], — метал громы будущий канцлер, — постановите, чтобы разрушители ферм и деревень [villas4 atque oppida rustica] или восстановили их, или уступили желающим восстановить или построить. Обуздайте скупки, производимые богачами, их своеволие, переходящее почти в монополию... Верните земледелие, возобновите обра-

____

9. «Utopia», р. 40

10. Ibid., р. 40.

11. Ibid., р. 41.

[60]

ботку шерсти, да станет она почетным делом, которым с пользой будет заниматься эта праздная толпа, которую до сих пор нужда делала ворами». 12

 «Утопия» Мора — ценнейший документ по истории английских огораживаний XVI века. Мор первый из современников дал наиболее полное и конкретное описание начавшегося переворота. Он выявил основную и ближайшую причину огораживаний— развитие предпринимательского (коммерческого) овцеводства и указал главнейшие экономические и социальные последствия их для масс — массовую эвикцию, депопуляцию, рост дороговизны, пауперизм, бродяжничество. В «Утопии» отразилась также правительственная политика Тюдоров в отношении огораживаний. Мор вполне поддерживал идею вмешательства государственной власти в этот вопрос с целью «обуздать неистовых огораживателей». В то же время он ярко показал оборотную сторону политики Тюдоров, направленную против экспроприируемых масс, вскрыв всю бессмысленную жестокость и варварство уголовного законодательства своей эпохи.

 В балладе «В наши дни» (около 1520 года), 13 появившейся несколько лет спустя после выхода в свет «Утопии», общественные бедствия, получившиеся в результате огораживаний, описаны в стихах, местами дословно повторяющих ламентации Мора:

 Зависть растет с удивительной силой,

 Богатый теснит бедняка...

 Селения разрушены, земля пришла в запустение,

 Полей уже нет, одни голые равнины,

 Знатные люди в наши дни

 Даже церковь превращают в овчарню...

 Общинные земли загорожены и закрыты,

 Бедняки плачут и вздыхают,

 Селения превращены в пастбища для овец...

 Торговцы плутуют,

 Церковь погрязла в пороках,

 Общины обеднели,

 Всей стране грозит упадок... 14

 В конце 20-х годов, накануне отделения от Рима, в английской публицистике появились яркие выпады против католической церкви и ее земельных богатств в Англии. Изгнанник, богослов и памфлетист, Симон Фиш (ум. 1531), пытав-

_____

12. «Utopia», р. 42.

13. Автором ее, по-видимому, был названный ниже поэт Рой. См. Ch. F i r t h. The Ballad History of the Reigns of Henry VII and Henry VIII. — Trans, of RHS, 3-d serie, 1909, vol. II.

14. «Now a dayes». Ballads from Manuscript, 1868, vol. I. См. «Tudor Economic Documents», 1924, vol. Ill, p. 18—19.

[61]

шийся было выступить против всесильного кардинала Булей и вынужденный бежать от него «за море», подал Генриху VIII написанную им в Нидерландах «Мольбу о нищих», в которой умолял короля конфисковать церковные земли и заставить трудиться «ленивых святых воров». 15

 Нападая на монастырское землевладение, первые протестантские идеологи часто затрагивали при этом и вопрос об огораживаниях, констатируя факт распространения их на церковных землях. Бывший францисканец Вильям Рой (умерший тоже в 1531 году), один из переводчиков библии на английский язык, в балладе «Аббаты — огораживатели» (около 1527—1528) писал:

 Аббатства наполнены жадными людьми,

 Которые никак не довольны тем, что имеют,

 Но хотят захватить все больше и больше.

 После того как монахи ограбили дворян,

 Они таким же образом подкапываются под крестьян,

 Намереваясь ограбить и их.

 Там, где раньше ферма сдавалась за двадцать фунтов,

 Теперь аббаты требуют не меньше тридцати.

 Ренты поднимаются так быстро, что многие из добрых поселян

Вынуждены были отказаться от своих ферм

И теперь стали полными нищими.

 От богатых когда-то ферм остались одни голые стены...

 Аббатства изобрели новую манеру

Сдавать фермы дюжинами в одни руки... 16

 Среди страстных обличителей огораживаний первой половины XVI века очень одиноко звучали голоса защитников «закрытых полей». Однако писатели, защищавшие огораживания, все же были. Из них наибольшим авторитетом пользовался в первой половине XVI века сэр Антони Фицгерберт (1470—1538). В книге «Наблюдения и советы по улучшению сельского хозяйства» (1523) 17 он предлагал своим соседям обменяться участками, расположенными в разных полях, чтобы сконцентрировать их, чтобы земля лежала в одном месте, в одном поле и чтобы соответствующие доли пастбища и луга также были выделены и огорожены.

 «Нет сомнения, — писал Фицгерберт, что во всех местечках, где занимаются земледелием, есть и пашня, и луга, и пастбища. Пусть же будет определено, сколько акров обраба-

____

15. Simon Fish. A Supplication for the Beggars (1528—1529), 1871, p. 98.

16. William Roy. Enclosing Abbots, 1895. Cm. «Tudor Economic Documents», vol. Ill, p. 20—22. Возможно, что Рой принимал участие в составлении баллады «Наши дни» с кем-либо из своих друзей.

17. Antony Fitzherbert. The Воке of Surveyinge and Improvements. 1-е изд. 1523, 2-е изд. 1539.

[62]

тывает каждый человек, пусть он обменяется с соседями и пользуется отдельной землей так, чтобы у него был свой выгон и свои луга, которые должны быть огорожены как зимой, так и летом; тогда у каждого будет свой участок сообразно уплачиваемой ренте; тогда богач не станет более угнетать бедняка, и всякий будет пользоваться своим». 18 Фицгерберт рекомендовал землевладельцам самим провести размежевания земель между своими держателями, обещая, что в таком случае их доходы сразу повысятся на целую треть.

Глава 40 книги так и была озаглавлена: «Что необходимо сделать, чтобы владения (township), приносящие 10 марок годового дохода, приносили 20 фунтов». 19 Фицгерберт доказывал, что, если помещик сдает своим держателям земли концентрированными участками даже сроком на три жизни 20 и за старые ренты, все же в конце концов он останется в большой выгоде: держатели, заинтересованные улучшением своих участков, вложат в них большой труд, а затем через три жизни этот улучшенный участок вернется обратно к лорду, который таким образом получит прекрасную землю без всяких хлопот и затрат. 21 Произведения Фицгерберта, призывавшего помещиков к введению нового землеустройства, имели большой успех. «Наблюдения и советы» в течение XVI века переиздавались 5 раз. Другая его книга «Руководство по сельскому хозяйству» (The Воке of Husbandry) выдержала в, тот же период 8 изданий. 22

____

18. F i t z h e r b e r t. The Boke of Surveyinge. Gm. «Tudor Economic Documents», vol. Ill, p. 22.

19. Марка — 2/3 фунта по ценности.

20. Понятие «жизнь» на юридическом языке XVI и XVII вв. вовсе не означало продолжительности действительной человеческой жизни. Чаще всего «жизнь» равнялась 40, 20, а иногда и 9 годам (a little life).

21. «Tudor Economic Documents», vol. Ill, p. 23—25.

22. Donald Macdonald. Agricultural Writers from Sir Walter of Heneley to Arthur Young, London, 1908, p. 23.

[63]

Цитируется по изд.: Семенов В.Ф. Огораживания и крестьянские движения в Англии XVI века. Из истории обезземеливания крестьян в Англии. М.-Л., 1949, с. 57-63.