Левеллеры (Архангельский, 1960)

Распространение идей левеллеров в армии после победы над королем. Гражданская война всколыхнула всю Англию; она довела до сознания крестьян даже в самых отдаленных и глухих местностях, что в стране произошли коренные перемены. У населения сложилось представление, что старый общественный строй (введенный завоевателями-нормандцами) распадается, что земля Англии становится свободным наследием народа. Но эти представления о грандиозности переворота, породившие надежду на полное изменение основ общественного строя, были далеки от действительности. Крестьянство Англии, т. е. основная масса населения, было ослаблено огораживаниями, в результате которых одни слои разбогатели, другие впали в бедность, став жертвами изгнаний; старинная организация крестьянства — община была расшатана и извне и изнутри: извне— лордами и правительственной политикой, изнутри — дифференциацией крестьянства, растаскиванием по мелочам общинной земли, или мелкими огораживаниями, о которых так убедительно говорят описи уилтширских маноров Филиппа, первого эрла Пемброка и Монтгомери.

 Новое дворянство и буржуазия не были склонны делать уступки крестьянам, о чем красноречиво свидетельствует законодательство той эпохи. 24 февраля 1646 года был издан ордонанс о ликвидации палаты феодальных сборов, об отмене всякого рода опеки, платежей, взимаемых при передаче имений, права на доходы по смерти владельца и ограничений в отчуждении имений и всяких других сборов; ордонанс вступал в силу немедленно. Все держания на основе вассальной присяги, плата за допуск во владение, выдача патентов на владение, право на вступление во владение, плата за разрешение отчуждать владение и все другие сборы, зависевшие от этих актов, также отменялись. Все держания на основании рыцарской службы королю или другим лицам или держания

[187]

непосредственно от короля или в форме соки обращались в свободное и обычное владение землей.

 Что касается крестьянских повинностей и ограничений прав крестьян, связанных с феодальной системой, то ордонанс хранил красноречивое молчание о каких-либо переменах в этой области. Таков был итог победы парламентской армии над королем и победы над крестьянским движением, подведенный буржуазией и новым дворянством. Но в лагере победителей, главную силу которого составляла армия, начался раскол, обнаружились глубокие классовые противоречия. Финансовый центр победителей — лондонское Сити, субсидировавшее войну против короля, державшееся пресвитерианских, взглядов в церковном вопросе и связанное с многочисленными рассеянными по всей стране пресвитерианскими общинами такого же социального состава, было того мнения, что революция закончилась и следует помириться с королем на условиях, существенно ограничивающих его власть и, вместе с тем, обеспечивающих руководящую роль в стране за парламентом и лондонским Сити. Эти условия были изложены 13 июля 1646 года в предложениях о мире, посланных королю в Ньюкасл, где он тогда находился 1.

 Армию-победительницу предполагалось частично использовать для покорения Ирландии, частично же распустить. Если бы революция на этом закончилась, богатая лондонская буржуазия стала бы руководить внутренней и внешней политикой Англии. Но армия не только отказалась следовать указанному ей пути и стать орудием в чужих руках, она сама стала активной политической силой и ареной борьбы двух новых политических партий — индепендентов и левеллеров. В офицерских кругах армии-победительницы была составлена своя программа. Она отражала планы нового дворянства и средней буржуазии и называлась «Пункты предложений, выдвинутых армией» (опубликованы 1 августа 1647 года) 2. Формулировки этой программы были довольно растяжимыми. В ней умалчивалось о королевской власти, но говорилось о необходимости перемен в избирательной системе, которая должна стать такой, чтобы палата общин была «равным представительством целого (an equal representative of the whole)»; пресвитерианская церковь лишалась по этой программе исключительного господства в стране.

 Что касается солдат, то последние еще раньше офицеров, на съезде своих представителей, собравшихся 5 июня 1647 года около Кентфорда (на границе между Сеффолком и Кембриджширом), заявили, что они свободные общинники, а не наемники, и призваны защищать свои права и вольности народа. Солдаты поддержали позднее политическую программу

[188]

левеллеров, известную под названием «Народного соглашения».

 Этот памятник дошел до нас в нескольких, возникших в разное время редакциях, что свидетельствует о развернувшейся вокруг него яростной борьбе. Политическое сознание солдат формировалась в то время под влиянием левеллеров, руководимых Джоном Лильберном. Гранды, как называли тогда высших офицеров, уже не могли больше беспрепятственно руководить борьбой за политические права.

 Самое слово «левеллер» употреблялось еще в 1607 году; его относили к людям, которые уничтожали изгороди на полях и ограды парков.

[РИС]

Джон Лильберн. Гравюра 1649 года. Из собрания Британского музея.

 

 В эпоху революции произошло переосмысление этого слова. Его стали применять, как говорит Оксфордский семасиологический словарь, с 1644 года к сторонникам устранения всех различий в положении или ранге людей. Этот термин одинаково объясняли два современника революционных событий, придерживавшиеся диаметрально противоположных взглядов. Лильберн говорил, что левеллерами стали называть в армии всех, кто был против тирании, откуда бы она ни исходила, — от короля, парламента, армии, Государственного совета; этот термин впервые был применен к сторонникам Лильберна его противниками на Патнийской конференции, в конце октября 1647 года. У Кларендона мы читаем о левеллерах такую заметку от 1 ноября 1647 года: «Они усвоили себе новое имя левеллеров, ибо они стремились все поставить на правильный путь и установить равенство и общину в королевстве» 3.

[189]

Движение левеллеров имело свой центр и свою периферию. Помимо армии, центром движения был Лондон. Его беднейшее население в 1647 году и позднее неоднократно выступало с петициями, содержавшими требования левеллеров. Влияние последних распространялось сначала в графствах, лежащих близко к Лондону, — в Серри, Бекингемшире, Оксфорд шире, а затем в графствах Эссекс, Нортгемптон 4. Позднее это движение нашло себе последователей и на востоке, и на севере Англии, в графствах Дерам и Камберленд.

 14 июня 1647 года армия приняла декларацию под названием «Торжественное обязательство». Оно гласило: «Мы не наемники. нанятые на службу произвольной государственной властью; мы призваны защищать свои собственные и народные справедливые права и свободу» 5. Это подтверждается и в информации, посланной из Лондона в Венецию 12 ноября 1647 года; там сообщалось, что «члены новой группировки в армии, побудившие некоторые полки отделиться от других, носят имя левеллеров (igualita) и требуют, чтобы государство было организовано без короля, принцев или знати, чтобы все были равны, какими были люди после сотворения мира... Возбуждение, вызванное новой книжкой, полное заглавие которой «Дело армии, правильно обоснованное», не утихало последнюю неделю; старались узнать, кто автор, и вместе с тем обсуждали некоторые реформы» 6. Волнение в армии зашло так далеко, что, по словам современного документа, офицеры в это время допускались на военные собрания «только с согласия солдат... они не имели власти, кроме той, которая была им доверена солдатами» 7.

[190]

Цитируется по изд.: Архангельский С.И. Крестьянские движения в Англии в 40-50-х годах XVII века. М., 1960, с. 187-190.

Примечания

1. S. Gardiner. The consitutional documents of the Puritan revolution,

Oxford, 1927, p. 290—291.

 2. Ibid., p. 316.

 3. Calendar of the Clarendon State papers. Ed. by. O. Ogle, H. Blissa. D. Macray, vol. I. Oxford, 1869.

 4. J. Rush worth. Historical collections, vol. VI. London, 1691, p. 448, 451, 490-_491.

 5. The Leveller Tracts 1647—1653. N. Y., 1944, p. 55.

 6. Venetian Calendar, vol. XXVIII, 1647—1652. L., 1927, p. 26—27.

 7. Leveller Manifestoes, N. Y., 1944, p. 246.

Понятие: