Мутазалиты: основные воззрения
Пять основоположений му'тазилизма (аль-усуль аль-хамса) приводятся ниже.
1. Справедливость (аль-'адль): божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Бога творить только наилучшее (аль-аслах) и невозможность нарушения Богом установленного Им извечного порядка вещей.
2. Единобожие (ат-таухид): строгий монотеизм му'тазилитов отрицает не только политеизм и антропоморфизм, но также вечность божественных атрибутов, в том числе отрицает вечность атрибута речи, поэтому му'тазилиты говорят о сотворенности Корана.
3. Обещание и угроза (аль-ва'д ва-ль-ва'ид): Бог непременно осуществит свои обещание и угрозу, если он обещал покорным Рай, а непокорным угрожал Адом; ни ходатайство Пророка, ни милосердие Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния; это основоположение сближало му'тазилитов и хариджитов.
4. Промежуточное состояние (аль-манзиля байн аль-манзилятайн): мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим, находясь в «промежуточном состоянии» между ними.
5. Повеление и одобрение (аль-амр би аль-ма'руф ва ан- нахй 'ан аль-мункяр): мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом; это положение — общее для шиитов, хариджитов и му'тазилитов. Для суннитов это больше вопрос фикха, чем 'акыды.
Вопросы, в которых му'тазилиты разошлись с Ахлю-с- Сунна (аш'аритами):
«Аль-'адль» (справедливость Аллаха). Положение о Божественной Справедливости у му'тазилитов основано на признании автономности разума в познании хорошего и плохого, доброго и злого, а также на утверждении, что предикаты добра и зла необходимо присущи самим вещам (хорошим или плохим).
Му'тазилиты утверждают сотворенность Корана и отрицают извечный атрибут (сыфат) Аллаха - Речь (аль-Калям), которая не состоит из звуков и букв, но является внутренней Речью Всевышнего Аллаха (аль-калям ан-нафси). Данное утверждение о сотворенности Корана является результатом отрицания му'тазилитами извечного атрибута (сыфата) внутренней Речи (аль-Калям ан-нафси). При этом му'тазилиты утверждают, что Речь Аллаха является Его действием, которое сотворено. Согласно му'тазилитскому вероубеждению ('акыде), Аллах является «Мутакаллимом» (Говорящим), но не посредством извечного сыфата аль-Калям, а через сотворение аль-каляма (речи) в какой либо вещи.
Персональное сотворение (аль-хальк) индивидом своих поступков и действий. Му'тазилиты утверждают, что мукалляф (сознательный, совершеннолетний человек, отвечающий за свои поступки) творит собственные поступки, то есть создает их из ничего. Такое создание вещей из ничего и называется «хальк». Таким образом, му'тазилиты утверждают, что действие индивида является действием того же порядка, что и действие Всевышнего Аллаха, который творит Свои деяния из ничего. Поэтому невозможно совместное приложение аль-Кудра (Силы) Аллаха и силы индивида к одному и тому же действию, ибо реальность силы (аль-кудра) едина и следствие (приложение) ее также едино.
Му'тазилиты отрицают приложение Воли (аль-Машиа) Аллаха к созданию запретного (плохого) и дозволенного (хорошего). Му'тазилиты отрицают, что Аллаху присущ сыфат Воля (аль-Машиа), утверждая, что «аль-Машиа» — это либо непосредственно действие Аллаха, либо Его повеление (аль-амр), которое, в свою очередь, относится к Его действию. Согласно му'тазилитским воззрениям, Речь Аллаха, которая содержит амр (повеление), сотворена и является Его действием. И му'тазилиты утверждают, что Воля Всевышнего Аллаха не может быть приложима к созданию греха или зла, что означает ограничение Его Воли.
Му'тазилиты отрицают возможность видеть Всевышнего Аллаха, входя в противоречие с аятами, указывающим на него (видение) и жестко критикуя достоверность хадисов, со всей ясностью утверждающих истинность «ар-руъйа» (видения Аллаха).
Му'тазилиты утверждают, что наказание грешника (человека, совершавшего тяжелые грехи) в Аду будет вечным, так что оно будет подобно наказанию кяфира (иноверца, немусульманина). Данное утверждение основано на му'тазилитском убеждении, что грешник находится в земной жизни в промежуточном состоянии между неверием и верой. Поэтому о нем нельзя сказать, что он верующий или неверующий. Что же касается будущей жизни, то если человек, совершивший тяжелый грех, умер без принесения покаяния (тауба), то он будет навечно помещен в Ад и никогда из него не выйдет. Отсюда му'тазилиты и выводят хукм (законоположение), что наказание грешника будет подобно наказанию кяфира.
Здесь цитируется по изд.: Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. Учебное пособие. / Дамир Шагавиев. Перераб. и доп. издание. – Казань, 2020, с. 108-111.