Славяноведение

СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - комплекс общественных наук, изучающих происхождение, историю, современное общественно-политическое развитие, историю культуры, особенно письменности, и языки славянских народов. Во всех славянских странах проблематика, относящаяся к истории, культуре, языку каждой данной страны, в понятие славяноведение не включается (эта проблематика изучается в рамках отечественной истории, филологии и других отраслей общественных наук той или иной страны). К славяноведению в узком смысле слова относят лишь изучение вопросов происхождения славян и славянской письменности, межславянских связей; при этом особое внимание обращают на развитие идеи славянской взаимности, подчеркивают необходимость развития исследований в области сравнительно-исторической проблематики и изучения роли славянских стран в европейском и мировом историческом процессе.

Начальный период развития славяноведения. Родство и близость славянских языков, вышедших из единого корня - праславянского языка, свидетельствующие об общности происхождения славянских народов, определили успех ученой деятельности Кирилла и Мефодия, заложивших основы славянской письменности и литературы, нашли отражение как в ранних («Повесть временных лет», хроники Галла Анонима и Козьмы Пражского), так и в более поздних письменных памятниках эпохи феодализма (гуситская публицистика, «История Польши» Я. Длугоша, произведения польского поэта Я. Кохановского, русские летописи и хронографы, белорусско-литовское и украинское летописание, «Трактат о двух Сарматиях» М. Меховского и др.). В 17 веке рост интереса к славянским народам отразился в ученой деятельности хорвата Ю. Крижанича (около 1618-1683 годов), сочинении далматинского историка М. Орбини (умер в 1611 году) «Славянское царство» (1601), переводах в России польских исторических сочинений. Сознание славянской общности, постоянно развивавшееся в связи с общим ростом национального самосознания славянских народов, в сочетании с успехами античной филологии, переходом к научным методам издания средневековых источников и разработкой методики научной критики источников создали условия для зарождения научного славяноведения. Славяноведение (а также сам термин «славяноведение», или славистика) возникло во 2-й половине 18 века как дисциплина, в основном филологическая, занимающаяся главным образом изучением языков и литературы славянских народов, их древностями, изданием и критикой преимущественно древнейших письменных памятников. Успех славистических исследований в славянских странах в конце 18 - начале 19 веков в значительной мере был связан с подъемом национально-освободительного движения у западных и южных славян, с так называемой эпохой Возрождения участи западных и южных славян, с периодом Просвещения в Польше, а также национальным подъемом и ростом симпатий в прогрессивных кругах русского общества к угнетенным славянским народам. Как наука славяноведение оформилось раньше других стран в Чехии - одной из наиболее экономически развитых славянских стран того времени. Зачинателем славяноведения в Чехии явился филолог и историк И. Добровский (1753-1829). В дальнейшем важную роль в развитии славяноведения в Чехии сыграли труды Й. Юнгмана (1773-1847), Ф. Челаковского (1799-1852), отчасти Ф. Палацкого (1798-1876) и В. Ганки (1791-1861). Для развития чувства славянской взаимности у чехов и словаков особое значение имела литературная деятельность Я. Коллара (1793-1852). Опубликованные в 1837 году «Славянские древности» П. Й. Шафарика (1795-1861) стали отправной точкой для развития во всех славянских странах славянской археологии и этнографии, филологических и историко-славистических сравнительных исследований, обусловивших особый интерес к проблематике происхождения славянских народов, зарождения славянской письменности, истории славяно-германских отношений. Существенный вклад в развитие славяноведения внесли труды и многих других деятелей чешской национальной культуры (см. в ст. "Будители").

Ко 2-й половине 18 века относится зарождение славяноведения у южных славян, вступивших на путь национального возрождения и подъема национально-освободительной борьбы. В Болгарии отражением возросшего интереса к истории славянских народов явились «История славено-болгарская» (1762) Паисия Хилендарского и сочинение «О болгарском народе славянском» (1792) иеромонаха Спиридона. В Черногории начало славяноведения связано с именем В. Петровича (1709-1766), а в Сербии - Й. Раича (1726-1801). Значительный вклад в развитие славяноведения у южных славян внесли труды создателя сербского литературного языка В. Караджича (1787-1864) и словенца В. Копитара (1780-1844), а также литературная деятельность Л. Каравелова (1834-1879), известного и своими фольклористическими работами, и X. Ботева (1848-1876). В области фольклористики в середине 19 века работали братья Д. (1810-1862) и К. (1830-1862) Миладиновы. Углублявшийся интерес к славяноведению проявлялся и в произведениях представителей иллиризма Л. Гая (1809-1872), С. Враза (1810-51), И. Кукулевича-Сакцинского (1816-89).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.