Инвеститура (Воцелка, 2007)

Борьба за инвеституру

(1075-1122)

Инвеститурой называется введение вассала (ленника) во владение феодом (леном). Она осуществлялась светскими владетелями и для настоятелей основанных ими церквей и монастырей. Эта система была также перенесена и на епископства. Король совершал инвеституру епископа, вручая ему в качестве знаков светской и духовной власти кольцо и посох. Однако высшие церковные власти запретили эту светскую инвеституру, заклеймив ее как симонию *.

Это привело к ожесточенным столкновениям папства и империи. Папа Григорий VII (1073-1085) заявил о верховенстве духовной власти над светской, а назначение немецким королем Генрихом IV на миланский епископский престол немецкого епископа вызвало открытый конфликт. Папа пригрозил Генриху отлучением от церкви, король и зависимые от него имперские епископы потребовали низложения папы. Все же Генриху пришлось уступить, явившись в замок Каноссу просить у папы прощения (1077).

Однако конфликт — в ходе которого в империи появился антикороль — продолжался. Ему положил конец лишь Вормский конкордат 1122 года. В этом документе было подтверждено каноническое избрание и свободное посвящение епископов, однако избрание по-прежнему проходило praesentia regis **, а следовательно, под сильным королевским влиянием. В Германии светская инвеститура епископов предшествовала церковной инвеституре, в Италии же совершалась спустя шесть месяцев после нее.

Цитируется по изд.: Воцелка К. История Австрии. Культура, общество, политика. М., 2007, с. 55.

Примечания

* Симонией — по имени Симона-волхва, предложившего апостолу Петру деньги за власть передавать Духа Святого возложением рук (Деяния апостолов, 8: 9-24), — в церкви называли различные злоупотребления, связанные с покупкой и продажей церковных должностей. В качестве такой же «продажи» церковные реформаторы XI-X1I вв. рассматривали назначение светской властью зависимых от нее иерархов.

** В присутствии короля (лат.).

Понятие: