Яма

ЯМА - сын Вивасвата, первый человек, умерший на земле и ставший царем загробного мира. На древность образа Ямы указывает параллель в иранской мифологии (Йима, сын Вивахванта). В Ведах еще не включается в пантеон, упоминается вместе со своей сестрой Ими. Образ Ямы (буквально близнец) явно восходит к мифу об изначальных близнецах, от которых происходит человеческий род. Яма стоит на грани мира богов и мира людей, его мать — богиня Саранью, дочь Тваштара, братья Ямы — Ашвины, сводный брат — Ману. В послеведийской мифологии Яма становится богом смерти, повелителем многочисленных адов под землей (свой ад для каждого греха), судией и карателем грешников; включается в группу локапалов как повелитель Юга, страны мертвых в индуистской космографии. Яма также—Повелитель предков (Питрипати), пребывающих на небесах, где помещается золотой дворец Ямы Самьямана, местопребывание праведников. Другие эпитеты Ямы — Царь справедливости (Дхармараджа, иногда Яма отождествляется с Дхармой), кладущий конец (жизни) (Антака). Главные атрибуты Ямы — петля и жезл (данда, иногда персонифицируется). Яма подчиняется бог Мритью (иногда с ним идентифицируемый), спутником Ямы выступает также Кала, персонификация Времени. В эпосе и пуранах упоминаются слуги Ямы кинкары, мучающие грешников в адах, птицеподобные посланцы Ямы (ямадуты), приходящие за душами умирающих. Колесничий Ямы — Рога (Болезнь). Позднее появляется образ Читрагупты, писца Ямы, ведущего счет добрым и дурным деяниям человека на земле. Главный зооморфный атрибут (вахана) Ямы — буйвол. Со временем значение образа Ямы снижается учением о карме.

В. Эрман

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 280-281.

Понятие: