Нанна / Син, или Суин

Нанна / Син, или Суин. Рожденный первым сын Энлиля/Эллиля и Нинлиль, Нанна/Син был месопотамским богом луны. Его супругой была Нингал, и от нее у него было два ребенка: Уту/ Шамаш. бог солнца, и Инанна/Иштар, богиня любви. Таким образом, месопотамцы считали, что день, освещенный солнцем, является эманацией темноты ночи и слабого света луны. Как время занятий любовью, ночь и луна были связаны с богиней эротики. Как источник света луна также сч италас ь защитником человечества под покровом тьмы (даже при том, что освещающее и видящее солнце считалось охранителем правосудия). Месопотамские мифы говорят, как группа богов-заговорщиков (включая бога солнца) замыслила украсть свет луны, но их заговор был расстроен Мардуком. Лунные затмения сопровождались тщательно соблюдаемыми религиозными церемониями. С новолунием свет Нанны / Син не был виден — говорили, что бог находится в загробном мире, где он судит мертвых. В других ритуалах лунный серп считали лодкой, в которой бог путешествует, или рогами теленка, луна при этом осуществляла связь между богом и плодовитостью стад. Центром почитания луны в Месопотамии был храм Нанны в Уре, где дочери правителя города служили жрицами. Другим центром почитания луны был город Харран в северо- западной Месопотамии. Мать царя Набонида служила там главной жрицей, а дочь царя служила богу в Уре. Имя бога имеет написание, схожее с написанием числа «30», а 30—это примерное число дней в лунном месяце, который был основой для месопотамского календаря. Несмотря на соответствие лунных фаз менструальному циклу, бог Нанна / Син считался мужским божеством. В этом отношении он был похож на богов луны Древнего Египта (Тота, Хенсу, Ааха) и отличался от лунных богинь классической античной цивилизации (Артемиды и Дианы).

Цитируется по изд.: Бертман С. Месопотамия. Энциклопедический справочник. М., 2007, с.144-145.

Понятие: