Эпикурейцы (Аблеев, 2005)

Развитие идей атомистов продолжил Эпикур (IV — III века до н.э.), явившийся не просто одним из последователей Левкиппа и Демокрита, но ярким и оригинальным философом. Его философская школа называлась «Сад Эпикура». Уже при жизни основателя она пользовалась большой популярностью, тем не менее историческая жизнь ее как в Греции, так и в Риме оказалась недолгой.

Философию Эпикур разделял на три области: логика (каноника), физика (натурфилософия), этика. Предмет изучения логики — критерии истинности и ложности. Они у него сводятся к ощущениям и чувствам «наслаждения — страдания». Это есть непосредственное восприятие, а оно, если уметь его фиксировать, по мнению Эпикура, всегда истинное. Мышление — восприятие опосредованное. Оно может быть истинным и ложным, что проверяется очевидностью и смыслом. Таким образом, в познании Эпикур тяготеет к сенсуализму.

Цель физики — изучение мироздания. Физика у него в целом созвучна учению Демокрита об атомах. Но Эпикур вносит в него существенную корректировку: атомы в своем движении могут отклоняться от вертикальной траектории (теория деклинации, т. е. отклонения атомов). Тем самым Эпикур с натурфилософской точки зрения обосновывает свободу воли человека: движение атомов души не имеет жесткой детерминации, поэтому действия человека не предопределены ни природой, ни богами. Отношение к богам у него неоднозначное. Традиционные представления о богах он не признавал. Говорил, что боги существуют, но они не то, что о них думают. Они бессмертны, блаженны, существуют в межмировом пространстве и не вмешиваются в дела людей.

Этика, согласно Эпикуру, предполагает изучение цели жизни человека. Эта цель — счастье, суть которого — наслаждение. Но не только чувственное. Высшее наслаждение есть душевное равновесие и невозмутимость духа (атараксия). При этом всякое удовольствие не должно возвышаться над мерой. Этический идеал эпикурейцев — невозмутимый, безмятежный мудрец, который лишен суеверий, не боится смерти (в посмертную жизнь они не верили), отрешен от общественных проблем и умеет соблюдать меру в наслаждениях. Довольно очевидно, что эпикурейские идеалы не лишены определенного эгоизма.

Наиболее значительные греческие последователи Эпикура — Метродор, Гермарх, Филодем; римский — Тит Лукреций Кар (I век до н. э.).

Цитируется по изд.: Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник. М., 2005, с. 80-81.

Понятие: