Сикхизм в Юго-Восточной Азии

Сикхов в странах Юго-Восточной Азии, по всей вероятности, насчитывается несколько десятков тысяч. Удельный вес их по сравнению с представителями других религий невелик. В национальном отношении это выходцы из Северной Индии (Пенджаба), отчасти из Пакистана. Сравнительно крупные общины сикхов имеются только в Малайзии и Сингапуре, в остальных странах региона сикхов очень мало. По роду занятий и деятельности это преимущественно квалифицированные рабочие, представители интеллигенции и буржуазии. Все они жители крупных городов.

Сикхизм (от санскр. «сикх», т. е. «ученик») — религия северо-индийского происхождения. Основателем вероучения является Гуру Нанак (1469—1538). На первоначальном этапе проповедники сикхизма выступали против кастовой системы, что привлекало в их ряды крестьян, ремесленников и мелких торговцев. Позднее под знаменем этой религии крестьяне выступали против феодалов.

В основе вероучения сикхизма лежит единобожие. Сикхи признают равенство всех людей перед богом, женщина у них занимает равноправное положение в отличие от индуизма и ислама. Большим почетом пользуются духовные наставники прошлого — гуру, которых насчитывается вместе с Нанаком десять. В сикхизме нет духовенства, как такового. Большим уважением и даже поклонением пользуется «Ади Грантх» — священная для сикхов книга, составленная из высказываний Гуру Нанака и трех последующихгуру. Согласно мнению специалистов, на сикхизм оказали влияниетакие учения, как бхактизм и суфизм. Реформатором сикхизма явился десятый гуру — Говинд Сингх, который создал сплоченную военную организацию, ввел более демократические формы правления в общине сикхов (хальса), установил внешние признаки принадлежности к хальое — пять символов, или «пять К» (т. е. пять предметов, начинающиеся на «К»,— короткие штаны, железный браслет на правой руке, сабля, гребень, длинные волосы). Центром сикхизма является Золотой храм в Амритсаре, где хранится «Ади Грантх». Моление проводят в специальной молельне, называемой гурдвар.

Современный сикхизм значительно отошел от первоначального и даже от реформированного. Фактически опять появилось деление по кастовым признакам (хотя и не в такой резкой форме, как у индуистов), имеются священнослужители — маханты, в храмах стали появляться индуистские изваяния и т. п. Это вызвало среди части сикхов движение за возврат к первоначальному сикхизму. Такой возврат проповедуют, например, секты намдхари, ниранкари, удаси, диване садхи, сутхре, нирмале садху и др.

Цитируется по изд.: Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. Справочник. М., 1980, с. 31-32.

Понятие: