Инквизиция в Нарбонской Галлии: подготовительная комиссия

I. В 1203 году папа поручил цистерцианским 131 монахам монастыря Фонфруад в Нарбоннской Галлии, Пьеру де Кастельно 132 и Раулю, проповедовать против ереси альбигойцев. Их проповеди

[55]

не оказались бесполезными, как это доказывает один подлинный документ, который Гильом Катель 133 включил в свою Историю графов Тулузы и который был подписан 11 марта 1203 года, что соответствует 1204 году, так как в то время во Франции стали обозначать начало года со дня пасхи. Из этого документа видно, что на обращенную к двум посланным папы просьбу жителей города Тулузы подтвердить его именем некоторые приобретенные ими привилегии Пьер и Рауль обещали это сделать только в том случае, если жители клятвенно обязуются всеми силами поддерживать католическую религию и бороться с ересью. Этот обет должен был доказать папе незапятнанность их веры; если же они отказались бы его дать, то они должны были подвергнуться наказанию как еретики *.

II. Успехи, достигнутые Пьером и Раулем в их миссии, показались папе благоприятной предпосылкой для приведения в исполнение составленного им плана учредить в католической церкви независимых от епископата инквизиторов, которые имели бы право преследовать еретиков как делегаты святого престола. 4 июня седьмого года своего папства (что соответствует 29 мая 1204 года) он назначил в качестве апостолических легатов аббата цистерцианцев и двух монахов, Пьера и Рауля. Изложив в своей учредительной булле, под видом аллегории, несчастия, причиненные беспечностью епископов, и признав, что в цистерцианском ордене имеется несколько духовных лиц, образованных и полных рвения, Иннокентий III объявлял аббату, что после совещания с кардиналами решил поручить ему труд по искоренению ереси, и повелевал ему принять все необходимые меры, чтобы еретики были приведены вновь в католическую веру, а те, кто откажется подчиниться, по отлучении их от церкви были преданы в руки светской власти. Это наказание должно было сопровождаться конфискацией имущества и объявлением их самих вне закона. Для облегчения выполнения приказов святого престола комиссары должны были обязать именем папы короля Франции Филиппа II 134 и его старшего сына Людовика 135, графов, виконтов и баронов королевства преследовать еретиков и обещать им в награду за их рвение к святому учению, что им будут дарованы святым престолом полные индульгенции, подобные тем, которые получали христиане, лично отправлявшиеся в Святую Землю сражаться с неверными. Чтобы поставить этих трех монахов в возможность выполнить с успехом поручаемую им миссию, папа облек их всеми необходимыми полномочиями в церковных провинциях Экса 136, Арля 137, Нарбонны 138 и в других епархиях, где находились еретики, и дал им право упразднять или учреждать то, что они

_________________

* Этот документ можно видеть в Летописи цистерианского ордена, составленной Манрике под 1204 годом, гл. 2, № 4.

[56]

найдут нужным для своей цели, а также для наказания по церковным канонам тех, кто будет этому противиться. Он только рекомендовал в случаях важных и сомнительных обращаться к святому престолу и действовать по меньшей мере вдвоем, когда окажется невозможным действовать всем сообща.

III. Облекая аббата и двух других цистерцианских монахов столь широкими полномочиями, папа предписывал Филиппу II помогать его уполномоченным в их предприятии. Он приглашал его конфисковать имущества графов, виконтов, баронов и других жителей, о которых составилось убеждение, что они покровительствуют ереси или не прилагают усилий для ее уничтожения, и даже, если это будет необходимо, послать предполагаемого наследника своей короны, во главе войска, против еретиков, чтобы устрашить их по крайней мере светским оружием, если церковные анафемы окажутся бессильными для их обращения *.

IV. Папские легаты испытали довольно большие затруднения, потому что их поручение не понравилось епископам. Король Франции не принял в этом деле участия; графы Тулузы, Фуа, Безье, Комменжа 139, Каркассона 140 и другие сеньоры этих провинций, видя, что альбигойцы необыкновенно умножились, и будучи убеждены, что лишь небольшое их число согласится добровольно обратиться, отказались изгнать людей, потеря которых должна была ослабить населенность их государств и, следовательно, повредить их собственным интересам. Эта причина тем более способна была удержать их, что эти еретики были в общем спокойные и покорные подданные.

V. Когда главный легат цистерцианский аббат Арио (потом бывший архиепископом Нарбонны) был принужден отлучиться и оставить Пьера и Рауля в Тулузе одних, последние вскоре заметили, что миссия их не имеет того успеха, которого они хотели и обещали достигнуть. Пьер, отказавшийся от архидиаконства в Магелопе 141 для принятия монашества, любил уединение; он написал папе, прося позволения вернуться в свой монастырь Фонфруад. Иннокентий III ему отказал в этом и в письме от 26 января 1205 года даже увещевал его продолжать порученное ему дело с новым рвением. В то же время он отправил новые бреве 142: Филиппу II, чтобы упрекнуть его в равнодушии, и архиепископу Нарбонны и епископу Безье, чтобы заклеймить позором их поведение, которого они держались по отношению к его легатам **.

VI. Пьер де Кастельно и Рауль начали поучать еретиков; они имели также совещание с главарями этих фанатиков, известными

__________

1. Бреве, изданные папой поэтому случаю, можно видеть у Манрике под 1204 годом, кн. 2, № 6 и сл.

2. Эти бреве приведены Манрике под 1205 годом, гл. 1 и 2.

[57]

под именем совершенных; но число тех, кого они обратили, было незначительно. Арно, пользуясь полномочиями, полученными им от святого престола, приказал явиться к нему двенадцати аббатам своего ордена, выбранным капитулом в 1206 году. Во время своего пребывания в Монпелье 143 они допустили также к своим работам двух испанцев, рвение которых побуждало их проповедывать еретикам и которые впоследствии сделались знаменитыми. Первый, известный под именем Диэго Асевес, был епископом Осмы, возвращавшимся из Рима в свою епархию, а другой был Доминик де Гусман 144, каноник-монах ордена св. Августина 145 и помощник приора в кафедральном соборе 146 той же епархии, сопровождавший епископа в его путешествии. Те и другие обратили нескольких альбигойцев. Когда испанский епископ решил переправиться через границу, он позволил св. Доминику остаться во Франции. Диэго Асевес умер в Осме, 30 декабря 1207 года, как это значится в его эпитафии *.

VII. Крупные феодалы Прованса и Нарбоннской Галлии были тогда почти постоянно в войне друг с другом. Когда папские легаты потребовали от них преследования в их владениях упорных еретиков, эти сеньоры им возразили, что они не могут выполнить приказаний папы вследствие войны, которую они должны вести против своих соседей. Иннокентий III, осведомленный о происходящем, послал своим легатам формальное приказание прекратить своим посредничеством разногласия, приведшие государей и сеньоров этой страны к вооруженному столкновению, и заставить их всех клятвенно обещаться искоренить ересь и истребить еретиков в своих владениях. Легаты, верные приказам римской курии, пригрозили, что отлучат от церкви тех, кто не будет повиноваться, объявят интердикт 147 в их владениях, освободят вассалов от присяги на верность и наконец накажут их всеми теми способами, которые церковь в праве употребить против непокорных. Действие этой меры устрашило государей, которые, боясь несчастий более тяжких, чем бедствия войны, отказались на время от обоюдных претензий и согласились заключить мир.

VIII. Наиболее могущественным из этих государей был Раймонд VI 148, граф Тулузы. Пьер де Кастельно угрожал ему несколько раз, так как он не исполнял своих обещаний. Обращение Раймонда с папским посланником было таково, что подстрекнуло его подданных, еретиков альбигойцев, убить этого легата, который 9 марта 1208 года был возведен в блаженные и причислен к лику мучеников церкви. Папа написал в то же время всем графам, баронам, сеньорам и дворянам провинций Нарбонны, Арля,

___________

* Лоперраэс, Описание епархии Осмы, том I, статья о Диэго; Манрике пол 1206 годом, гл. I и сл.; Райнальди, продолжение Летописи Барония, том Т, под годом 1205 я сл.; Флеря, Церковная история, кн. 76, № 12 и 27.

[58]

Амбрена 149, Эвса и Вьенпы, 150 в Дофинэ 151, понуждая их соединить свои силы и выступить против еретиков; при этом он обещал им те же индульгенции, как если бы они сражались с сарацинами 152. В этой экспедиции Иннокентий III назначил своим легатом епископа кузерансвого 153, которого цистерцианский аббат должен был сопровождать *.

______________

*  См. папское бреве в Летописи Манрике, том III, под 1208 годом, гл. 2; Райнальди, продолжение Летописи Барония, и Флери, Церковная история.

[59]

Цитируется по изд.: Льоренте Х.-А. История Испанской цивилизации. Том I. М., 1936, с. 55-59.

Примечания

131. Цистерианский орден — отрасль ордена бенедиктинцев, был основан аббатом Робертом и получил свое имя от названия деревушки Сито (Citeaux) в департаменте Кот д'Ор (по-латыни Gistercium).

132. Пьер де Пастельно—цистерианский монах, один из первых инквизиторов.

133. Гильом Кашель (1560—1626 гг.)—член парламента (судебной палаты) Тулузы, издал «Историю графов Тулузы» в 1623 г.; его «Мемуары по истории Лангедока» были изданы в 1635 г.

134. Филипп II Август—король Франции (1180—1223 гг.). В 1189 г. участвовал в третьем крестовом походе, в 1191 г. помог взять Птолемаиду (St. Jean d'Acre). Боролся с некоторыми феодалами и был объединителем части Французской монархии.

135 Людовик VIII—король Франции (1223—1226 гг.), сын Филиппа II Августа.

136. Экс (Aix)—город во французском департаменте Устьев Роны, в 29 км от Марселя. Был столицею графов Прованса.

137. Арль (по- латыни A relate)—город во французском департаменте Устьев Роны, на реке Роне. В Арле происходило несколько поместных соборов. Арль был вольным городом, напоминая итальянские городские республики, но с переходом города в XIV в. к Франции самостоятельность его начала падать, и в XV в. Арль уже потерял свою независимость; отклонение торговых путей от Средиземного моря окончательно подорвало его значение.

138. Нарбонна—город во французском департаменте Од (Aude), на Нарбоннском канале. Во времена Римской империи был столицею Нарбоннской Галлии. См. выше примеч. 129.

139. Комменж (Comminges)—в старину область Южной Франции. Часть ее—Comminges Languedocien, или Bas-Comminges (Лангедокский, или Нижний, Комменж) — составляла особое графство, которое в 1453 г. было присоединено к Франции.

140. Каркассона—город во французском департаменте Од. С XI в. до 1247 г. был самостоятельным графством и сильно пострадал во время войны с альбигойцами.

141. Магелона—деревня во французском департаменте Эро; раньше была епископским городом. Кафедра епископа была в 1536 г. перенесена в Монпелье; самый город был разрушен по приказу Людовика XIII в 1633 г.

142. Бреве — пастырское послание папы по частному вопросу; обыкновенно выпускалось от имени папы его канцелярией.

143. Монпелье (Montpellier, от латинского Mons puellaram —гора дев)—город во французском департаменте Эро, в 8 км от Средиземного моря.

144. Св. Доминик родился в Калаоре (в Испании) в 1170 г. и умер в Болонье (в Италии) в 1221 г. В 1215 г. основал орден проповедников, названный по его имени доминиканским; доминиканцев называли псами господа (domini canes). Доминик был также основателем инквизиции (т. е. судопроизводства по делам веры). Доминиканцы дали огромное число проповедников, миссионеров и инквизиторов. Доминик был канонизирован папою Григорием IX (1227—1241 гг.) в 1234 г.

145. Орден св. Августина. Августинцы (от имени Августина Блаженного) появились впервые в VII в.; в 1256 г. папой Александром IV (1254— 1261 гг.) были объединены в один орден. Они преимущественно занимались проповедью. Из этого ордена вышел Мартин Лютер.

146. Приор. Здесь должно понимать под этим термином настоятеля капитула каноников августинского монашеского ордена при кафедральном соборе г. Осмы в Испании.

147. Интердикт—см. примеч. 771.

148. Раймонд VI—граф Тулузы (1194—1222 гг.). Покровительствовал альбигойцам, держал их сторону против крестоносцев, был дважды отлучен от церкви, временно (1211—1218 гг.) был лишен своих владений, но победил крестоносцев и удержал власть в Тулузе до своей смерти.

149. Амбрен—город во французском департаменте Верхние Альпы над рекой Дюрансой. Принадлежит Франции с 1585 г.

150. Вьенна (Vienne)—город во французском департаменте Изер, при слиянии Изеры и Роны.

151 Дофине — провинция королевской Франции; ныне входит по частям в департаменты Изер, Верхние Альпы и Дроме. В средние века Дофинэ составляло самостоятельное графство, владетели коего назывались дофинами (dauphins, от латинского delphinus—дельфин). Графство Вьеннское существовало с 1063 по 1349 г., когда было присоединено Филиппом VI к Франции. С тех пор наследники французского престола стали носить титул дофинов. Вальденсы проникли сюда из Прованса в XIII в., а кальвинисты—в XVI в. В 1690 г. Дофинэ подверглось кровавой расправе после отмены Нантского эдикта.

152. Сарацины. Под этим названием в средние века (особенно в эпоху крестовых походов) были известны в Европе вообще мусульмане любой национальности. Латинское saracen происходит от греческого sarakenoi, а последнее от арабского шаркин—восточный (в отличие от магреб—западный).

153. Кузеран—небольшая часть Гаскони, теперь составляет часть французского департамента Арьеж.

Понятие: