Зороастризм (Линь Мэйцунь, 2017)

Согласно историческим хроникам, в царстве Гаочан был распространен зороастризм: «В их обычаях жертвоприношения небесным божествам». В свитке «Гаочан Чжанхэ у нянь цюй ню ян гунсы чжан» («Свиток жертвования быков и баранов в царстве Гаочан на пятом году Чжанхэ») упомянуто ᪙ («Дау-Амо») — имя, происшедшее от «Adbag» в согдийском языке, которое использовалось для обозначения Ахура Мазды, верховного бога зороастризма346

. В лоуланьских документах на кхароштхи Ахура Мазда называется именами «hyakiyaи dryakiya» («трехглазый бог»), что соответствует асурам в индуистском пантеоне 347. Зороастрийский бог ветра, тоже зачастую изображавшийся в образе трехглазого божества на согдийских фресках в Центральной Азии, соответствует богу Шиве из индуистского пантеона. Он — тот самый ՟ («Князь Ветра Фэнбо»), который упоминается в «Гаочан Чжанхэ у нянь цюй ню ян гунсы чжан» («Свиток жертвования быков и баранов в царстве Гаочан на пятом году Чжанхэ»). В бактрийских надписях Ахуру Мазду называют именем «manaobago», что соответствует слову «menog-bay» (хозяин души, хозяин неба) из пехлеви.

В согдийских исторических документах Ахура Мазда описывается как трехглазый бог, аналог бога Индры (Indra) из индуистского пантеона. Имя «Амо», которое встречается в жертвенных свитках Турфана,  — фонетическая калька согдийского слова «Adbag» («верховный бог»).

В 840 г. народ хуэйгу переселился из монгольских степей на запад, в Центральную Азию, проводя на новых территориях достаточно терпимую религиозную политику и не пресекая распространение зороастризма по Турфанской долине. В персидских и арабских источниках X–XII в. неоднократно упоминается зороастризм, исповедуемый в уйгурском царстве в Турфанской долине.

Германская археологическая экспедиция по исследованию Турфана обнаружила в двух разных памятниках ущелья Шэнцзинькоу несколько изваяний, которые, по нашему мнению, вероятнее всего, являются образцами зороастрийского искусства. Первый памятник находится на правом берегу реки, протекающей по ущелью напротив пещеры Синцзоку. Среди покрывавшего этот памятник пепла Ле Кок нашел три глиняных изваяния и пронумеровал их как А, В и С (или 1, 2 и 3).

А — это голова божества-мужчины. Ее первоначальные размеры — 30 на 25см. Голову венчает красный шлем, закрывающий верхнюю ее часть и лоб. Лицо бога покрыто золотой фольгой, брови и усы черные, вдоль челюсти и под ушами тоже видны черные следы: очевидно, там была нарисована борода. Изваяния этой группы (№№1, 2, 3) изображены с глазами навыкат для выражения гнева и негодования. Зрачки в глазах плоские и черные, остальная часть глаза белая. Очень необычно изображена складка над верхней губой. Кончик носа плоский, крылья носа четко очерчены.

В — это голова богини. Ее первоначальные размеры — 41 на 32 см. Верхняя часть головы и лоб покрыты необычным головным убором черного цвета, несколько напоминающим египетскую куфию, на одной стороне которого изображен небольшой цветок, состоящий из шести круглых точек-лепестков. В середине самой высокой части головного убора — отверстие, через которое продернута часть волос богини, связанных в пучок. Перед пучком волос виднеется уголок красной ткани. Правая часть головного убора была добавлена к изваянию позднее. Лицо богини — белое, на лбу и щеках в грубой манере нарисовано по красной розе, каждая из которых изображена в виде пяти дуг вокруг центральной окружности. Брови выписаны жесткими прямыми штрихами. Глаза — черные, внешний контур глаза тоже черный, а внутренний —красный. Рот и подбородок вылеплены очень выразительно, под подбородком — прямая линия, обозначающая второй подбородок.

С — голова еще одной богини. Ее первоначальные размеры — 30 на 29см. Верхняя часть головы и лоб покрыты необычным черным головным убором, который обведен  красным контуром, а в некоторых местах (особенно — вокруг ушей) украшен круглыми точками красного и белого цветов. Пучок волос, который был продернут через головной убор, как у изваяния В, у этой фигуры не сохранился. Посреди лба в верхней части сохранилось несколько четырехугольных фрагментов золотой фольги. Лицо — белое. Щеки, подбородок, рот, лоб чуть выше переносицы — ярко-красные. Брови вырисованы черными штрихами, веки обведены черными линиями. В верхней части подбородка сделана глубокая ямка: благодаря ей подбородок кажется сильным и выразительным. Под подбородком нарисована прямая линия, обозначающая второй подбородок.

Второй памятник в ущелье Шэнцзинькоу находился между храмами №2 и №3, расположенными на отвесном утесе на левом берегу реки. Здесь Ле Кок обнаружил глиняную голову с тремя глазами и присвоил находке №0 (в каталоге Ле Кока эта находка фигурирует и под названием «алмазная голова»). Первоначальные размеры головы — 20 на 17,5 см. Лицо — бледно-голубое. Волосы, брови и обрамляющие рот божества усы — кирпично-красные. Растительность по контуру обведена алой краской. Верхняя губа и глазные орбиты — тоже алые, глазные яблоки — белого цвета и красные по контуру, зрачки — черные 348.

В 1945–1950 годы Хорезмская экспедиция под руководством советского археолога С. П. Толстова провела масштабные раскопки памятников Согдианы. В узбекском Топрак-Кале было обнаружено древнее городище округлых очертаний, датированное I–VI веками и названное городищем Топрак-Кала. В плане городище — прямоугольное, правильной формы, длиной 500 метров и шириной 350 метров. С четырех сторон город был окружен прочными кирпичными стенами, оснащенными множеством прямоугольных наблюдательных башен и узких отверстий для луков. С севера на юг город пересекала узкая улица, вдоль которой стояли десять–двенадцать крупных зданий. Каждое из  них состояло из  нескольких десятков квадратных или прямоугольных комнат: это были жилища городской знати. В северо-западном углу городища стоял большой дворец, построенный в III веке и занимавший приблизительно четверть площади всего города. Рядом с дворцом были возведены зороастрийский храм и большой рынок с несколькими выходами, которые вели на улицы города. В руинах дворца и зороастрийского храма были найдены группы изваяний — согласно выводу Толстова, изображения царей Хорезма, их  жен и  слуг: все статуи сделаны из  необожженной раскрашенной глины, а черты лиц очень живые. Ныне эти скульптуры хранятся в Государственном музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге 349.

В 1969 г. два глиняных изваяния согдийских богинь, обнаруженные в городище Топрак-Кала, были отправлены на передвижную выставку в японские города Токио и Киото. В каталоге этой выставки значились два глиняных изваяния согдийских богинь из коллекции Эрмитажа (экспонаты №№105 и 106), датированные III–IV веками.350.

И по технологии изготовления, и по внешнему виду эти изваяния близки двум глиняным богиням, найденным Ле Коком в Турфане.

На каменной платформе под саркофагом эпохи Северная Чжоу, обнаруженном в  Аньяне, высечено изображение Наны  — богини из  пантеона согдийского зороастризма. Изображения этой богини очень похожи на глиняные изваяния богинь, найденные Ле Коком в Турфане 351. Если наши рассуждения верны, то пара глиняных изваяний богинь, обнаруженных в Турфане, — изображения богини Наны.

В числе экспонатов передвижной выставки древнего искусства Центральной Азии, которая проводилась в Японии в 1969 г., была показана также одна трехглазая глиняная фигура, обнаруженная Германской археологической экспедицией в Турфане (экспонат №148). В каталоге выставки сказано, что высота этого изваяния — около семи сантиметров, а датировано оно X века.352. Эта находка не упоминалась в отчетах об археологических исследованиях ни у Альберта Грюнведеля, ни у Ле Кока (ныне предмет хранится в коллекции берлинского Музея индийского искусства.) В  турфанских документах упоминается, что в Гаочане исповедуют зороастризм, приносят жертвы князю ветров Фэнбо (согдийское божество ветра) и Дау-Амо (верховный бог зороастризма, Ахура Мазда).

Согласно исследованиям индийского ученого С.  Гупты (Swaraj Prakash Gupta), индуизм оказал глубокое влияние и на согдийское искусство, а множество божеств согдийского пантеона были заимствованы из индуизма. На фресках в таджикском Пенджикенте можно увидеть пять богов индуизма: Брахму (Brahma), Индру (Indra), Махешвара-деву / Шиву (Mahadeva / Shiva), Нараяну (Narayana), Вайшравану (Vaishravana). Первые три бога — Брахма, Индра и Шива — соответствуют местным согдийским богам — Зурвану (Zurvan), Адбагу (Adbag) и  Вешпаркару (Veshparker), а последние два — Нараяна и Вайшравана — не имеют аналогов в согдийском пантеоне. В согдийских документах, обнаруженных в ходе раскопок на горе Муг, Брахма изображен с бородой, Индра — трехглазым, а Шива — трехголовым. Рядом с изображениями некоторых богов на фресках в Пенджикенте подписаны их имена. Например, у изображения трехголового божества В.А. Лившиц (V. A. Livshits) обнаружил подпись с именем согдийского бога ветра: «Veshpur[kar]» 353. Все трехглазые изваяния, найденные в турфанском Шэнцзинькоу, — изображения индийского трехглазого бога Индры, аналога Адбага (Adbag), верховного божества из пантеона согдийского зороастризма, или Ахура Мазды, верховного божества персидского зороастризма.

Не так давно в Педжикенте нашли еще одну фреску с изображением трехглазого божества, ныне хранящуюся в коллекции японского музея Михо в Киото. Изображение на ней весьма схоже с двумя глиняными изваяниями согдийского бога Адбага, обнаруженными в Турфане.

Подводя итог, можно сказать, что обнаруженное немецкой экспедицией глиняное изваяние трехглазого бога — подтверждение тому, что в VIII–IX веках на территории Гаочан-Уйгурского государства действительно был распространен зороастризм.

Примечания

347. Линь Мэйцунь, 2002.

348. Чжунго Синьцзян гудай ишу (Древнее искусство китайского Синьцзяна): 149, иллюстрация № 386.

349. Мэн Гайтэ. Сулянь каогусюэ (Археология в СССР). Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 1963. С. 240–241.

350. The Tokyo National Museum and the Kyoto National Museum (ed.), Scythian.

Persian and Central Asian Art from the Hermitage collection. Leningrad. Tokyo: the Nihon Keizai Shimbun.1969.

351. Takeshi Umehara et al (ed.) 1997: 254.

352. The Tokyo National Museum and the Kyoto National Museum (ed.), 1969. Описания на английском языке: с. 37. Илл. №148. 6.

353. Gupta, Swaraj Prakash. Hindu Gods in Western Central Asia: A Lesser Known Chapter of Indian History. «Dialogue», 2002, № 3 (2), April-june. P. 142, 143.

Цитируется по изд.: Линь Мэйцунь. 15 лекций об археологии Великого шелкового пути. М., 2017, с. 271-275.

Понятие: