Экуменическое движение (Митрохин, 1990)
ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (от греч. oikoumene Вселенная, обитаемый мир) - движение за объединение христианских конфессий. Экуменическое движение является отражением кризиса отдельных христианских объединений и направлений, следствием секуляризации общественной жизни, интеграционных процессов в обществе. Мероприятия, проводимые руководящими органами экуменического движения, представляют собой одну из попыток преодолеть кризис религии. Экуменическое движение проявляется на нескольких уровнях. Прежде всего это движение за объединение христианских церквей, которое координирует Всемирный совет церквей (ВСЦ). Оно поддерживается большинством протестантских и православных конфессий, армянской апостольской и другими церквами. 2-й уровень деятельность международных протестантских организаций, таких, как Всемирная лютеранская федерация, Всемирный методистский совет, Всемирный союз баптистов и другие, а также взаимные контакты автокефальных православных церквей. 3-й уровень — деятельность религиозных объединений в масштабах одной страны, типа «национальных советов церквей». Среди них особенно известны Национальный совет церквей Христа в США, Британский совет церквей. 4-й уровень деятельность религиозных объединений в масштабах региона, целого ряда стран (например, Всеафриканская конференция церквей). Существуют и «отраслевые» международные религиозные объединения (Всемирная федерация студентов христиан и другие) и межконфессиональные международные движения (Христианская мирная конференция и другие). ВСЦ поддерживает отношения и сотрудничает с этими международными организациями. В экуменическую деятельность активно включился и Ватикан. II Ватиканским собором (1962—1965) был принят «Декрет об экуменизме». Представители Ватикана присутствуют в качестве наблюдателей на многих форумах ВСЦ. Христианский экуменизм испытывает также воздействие процессов интеграции и дифференциации, происходящих в нехристианских конфессиях (деятельность Всемирного братства буддистов, Всемирного исламского конгресса и других). Идеология экуменизма носит противоречивый и непоследовательный характер. Она опирается на различные концепции немарксистской идеологии, теологии и религиозной социологии. Кроме того, в орбиту экуменизма попадают концепции, отмеченные настроениями социально-политического протеста в капиталистических и развивающихся государствах (идеи теологии освобождения и другие), а также идеи, отражающие позицию церквей в социалистических странах. Необходимо учитывать широкий социально-культурный диапазон деятельности многих экуменических органов, их участие в различных акциях общечеловеческого гуманистического характера, что в определенной мере способствует становлению нового мышления, достижению безъядерного, ненасильственного мира.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 310-311.