Псюхе

ПСЮХЕ (греч. ψυχή — душа), термин древнегреческой философии, душа, исконно этимологическое значение — «дыхание» (ср. рус. «душа, дух» — «дышать», «воздух»). У Гомера псюхе употребляется в значении: 1) «жизненной силы», покидающей тело с последним издыханием; 2) бесплотного «призрака» (είδωλον), после смерти человека существующего в Аиде, но полностью лишённого сознания и памяти («Одиссея» XI 51; «Илиада» XXIII 104). Новая, антигомеровская концепция псюхе распространяется начиная с 6 века до н. э. в пифагореизме и орфизме: псюхе понимается как «демон», т. е. бессмертное существо божеств. происхождения, её странствия по телам животных и растений (см. Метемпсихоза) — как «наказание» за первобытный грех Титанов, «тело» — как «могила» души [с обыгрыванием созвучия σώμα («тело») — σήμα («могила»): Филолай, фр. В 14], цель праведной жизни — как «очищение» (катарсис) от скверны, искупление вины и возвращение псюхе на небесную прародину. Одновременно псюхе, обладающая памятью о прежних инкарнациях (Пифагор 14, 8DK), отождествляется с психическим «Я»; во фрагментах Гераклита псюхе — субстрат феноменов сознания и носитель нравственных качеств («Сухая псюхе — мудрейшая и наилучшая», фр. 68 М), хотя в то же время и отождествляется с воздухом (фр. 66—67 М). За исключением Гераклита религиозно-эсхатологическая проблематика псюхе чужда ионийской традиции, которая интересуется прежде всего биологическими функциями псюхе (псюхе — «жизнь») и понимает её обычно как воздух и дыхание; при этом в рамках параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса нередко постулируется мировая псюхе (так в древнейшем философском тексте о псюхе — фр. В 2 Анаксимена, но возможно уже у Фалеса 11 А 22, затем у Гераклита и особенно ярко у Диогена Аполлонийского — фр. В 4 слл.). Неясно совмещение у Эмпедокла натуралистической концепции псюхе («кровь») в «О природе» с орфико-пифагорейским учением о псюхе-«демоне» в «Очищениях». Демокрит постулировал для псюхе особые шарообразные атомы «огня» (№ 443—451 Лурье), превосходящие все остальные атомы кинетической способностью, «ибо шар — самое подвижное из всех тел, так как он касается плоскости только в одной точке» (№ 443 а). Сократу, по-видимому, принадлежит выдвижение на первый план личностного момента и этической проблематики псюхе.

Учение Платона о Ппсюхе, выросшее из орфико-пифагорейской концепции, отличается от неё теоретическим углублением и многоаспектностью. Эпистемологический аспект разрабатывается в «Федоне»: бессмертие и изначальная близость бестелесной псюхе к сверхчувственному миру делают возможным познание идей через «воспоминание» (см. Анамнесис). В «Федре» (265 b 5 слл.) псюхе выступает как онтологический принцип (архе) движения, в «Тимее» мировая псюхе движет космосом и светилами (ср. также 10-ю кн. «Законов»). Систематическая трактовка псюхе в социально-этическом плане дана в «Государстве» (IV 435 е слл.): иерархия трёх частей псюхе — «рациональной, эмоционально-гневливой и похотливой» (локализованных соответственно в голове, груди и брюшной полости) соотносится с трёхчастным делением общества на стражей-философов, воинов и ремесленно-земледельческое сословие. Бессмертна только высшая часть, согласно «Тимею», созданная демиургом.

Основной текст Аристотеля о псюхе — трактат «О душе» (Псюхе), психофизиологическая ориентация которого резко контрастирует с платонической концепцией раннего диалога «Евдем» (фр. 1—12 ROSS). Аристотель изъял псюхе из космологии, передав функции «самодвижущегося» начала «природе», и различал три «способности» псюхе — «питательную», «чувствительную» и «поэтическую» (интеллектуальную): первая присуща растениям, первые две — животным, все три — только человеку («О душе» 414 b 20—415 а 13). Душа и тело относятся между собой как акт и потенция, форма и материя и потому нераздельны; «отделима» и бессмертна только активная часть ноэтической псюхе («О душе» III 5).

В Древней Академии Ксенократ (фр. 60 слл. Heinze) определял псюхе как «самодвижущееся число». Из древних перипатетиков Аристоксен (фр. 118 W) и Дикеарх (фр. 11 W) примыкали к упоминаемой уже в «Федоне» (88d) структурной концепции псюхе как «гармонии» тела, у Макробия приписываемой Пифагору и Филолаю, но, строго говоря, несовместимой с тезисом о бессмертии псюхе и родственной характерному для всей греческой медицины и натурфилософии (начиная с Алкмеона, фр. В 4) пониманию «здоровья» как сбалансированного равновесия противоположностей. Стоицизм вернулся к ионийскому телесному пониманию псюхе и довёл до предела традицию гилозоистического панпсихизма (Анаксимен — Гераклит — Диоген), видя в псюхе часть панкосмической пневмы; псюхе человека состоит из 8 частей: пяти органов чувств, речевой способности, семенной способности и «командного» центра, которому все остальные приданы подобно «щупальцам осьминога» («Placita» IV 4, 4). У Эпикура псюхе — конгломерат атомов «огненного, воздушного, пневматического и некоторого четвёртого — безымянного» элемента, ответственного за ощущение («Placita» IV 3, 11).

В среднем платонизме и неопифагореизме возрождается пифагорейско-платоническое учение о псюхе, но при этом наблюдается тенденция к более жёсткой дифференциации псюхе и ума (нуса) и иерархическому подчинению первой второму. Плутарх приписывает материи иррациональную псюхе — моторную силу — и, подобно Аттику, признаёт вычитанную из 10-й кн. «Законов» Платона (897 d) злую псюхе. Вселенной, соотнося её с космическим дьяволом восточных религий («Об Исиде и Осирисе»). Нумений формулирует учение о двух отдельных псюхе в человеке — рациональной и иррациональной — и вводит впервые представление об «эфирном» теле псюхе (см. Квинтэссенция). У Плотина псюхе («Эннеады» IV) — третья ипостась, «отображение» (είχών) нуса, посредник между бестелесным миром, которому она принадлежит, и чувственным миром, который она творит, по существу принимая на себя функции демиурга. Человеческая псюхе в качестве микрокосма аналогична мировой псюхе; обратившись вверх, она восходит к деятельности нуса, в которой объект и субъект неразличимы, обратившись вниз — через дискурсивное мышление и чувственное восприятие — нисходит до практической деятельности.

А.  В.    Лебедев.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Зелинский Φ. Φ., Гомеровская психология. П., 1922; Структура текста, М., 1980; R o h d e E,, Psyche. Seelenkult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen, Bd l—2, Tüb.— Lpz., 1903·; O n i a n s R. B., The origins of European thought about the body, the mind, the soul, the world, time and (ate, Camb., 19542; S n e 1 1 В., The discovery of the mind, N. Y., I960; Merlan Ph., Monopsychism, mysticism, metaconsciousness. Problems of the soul in the neoaristotelian and neoplatonic tradition, The Hague, 1963; Moreau J., L'äme du monde de Platon aux sto'iciens, Hildesheim, 1965; Lang J., The concept of psyche; its genesis and evolution, «Acta ethnographica», 1978, t. 22.

Понятие: