Неореализм

НЕОРЕАЛИЗМ, философское направление, возникшее в Великобритании и США в начале 20 века под влиянием шотландской школы и немецких философов Брентано и Мейнонга. Начало неореализма связывается с публикацией статьи Дж. Э. Мура «Опровержение идеализма» («The refutation of idealism», 1930). Идеи неореализма были развиты в «Программе и первой платформе шести реалистов» (1910; Р. Перри, У. Марвин, Э. Холт, У. Монтегю, У. Питкин, Э. Сполдинг), их книге «Новый реализм» («The new realism», 1912) и других работах. Неореализм явился реакцией на субъективный идеализм берклианства и прагматизма и абсолютный идеализм английского неогегельянства. Подвергая критике тезис о тождестве действительности и «опыта», разделявшийся этими течениями, неореализм подчёркивает существование «объекта», отличного от опыта. В гносеологии неореализм развивает концепцию «непосредств. познания», формулируя теорию «имманентности независимого», согласно к-рой объект может непосредственно «входить» в сознание, в то же время не будучи зависимым от него в отношении своего существования и природы.

В онкологии неореализм придерживается «нейтрального монизма», восходящего к идее «нейтральных элементов» опыта Маха, дополненной признанием логич. отношений и сущностей «реальными» элементами мира. В результате неореализм признаёт две формы объективного существования: пространственно-временное физическое и лить временное существование психич. явлений (existence) и идеальное существование логич. объектов вне пространства и времени (subsistence). Если в гносеологии неореализм тяготеет к субъективному идеализму и интуитивизму, то в онтологии — к объективному идеализму. Важное место в неореализме занимает «теория внешних отношений», направленная против абсолютизации неогегельянством понятия о всеобщей связи и, в свою очередь, абсолютизирующая независимость вещей от их взаимных отношений. На формулировку этой теории оказали влияние ранние философские и логические работы Рассела.

В 20-х годах в неореализме на первый план выдвигается «спекулятивная космология» (Александер, Уантхед), обосновывающая независимость объекта от познания с помощью учения о «творческой (эмерджентной) эволюции», в которой сознание понимается как поздний уровень развития. Эта тенденция приводит к более тесному смыканию неореализма с платонизмом, а также к попыткам соединения науки и религии. В современной философии неореализм как самостоятельное  течение не пользуется широким влиянием, но выступает как важный элемент различных философских теорий.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература:

Богомолов А. С., Философия англо-амер. H., M., 1962; Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1905, с. 97—131, 167—9У; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 9, § 1; The new realism. Cooperative studies in philosophy, N. Y., 1912; E vans D. L., New realism and old reality, Princeton, 1928: R ay В., Consciousness in neo-rea-lism, L., 1935; Boman L., Criticism and construction in the philosophy of the American new realism, Stockh., 1955.

Понятие: