Функциональная школа

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА (или функционализм) - одно из направлений в современной буржуазной этнографии; сформировалась в 1920-х годах 20 века, получив свое название от основополагающего для Функциональной школы понятия «функции», под которой понимается совокупность социально значимых действий, выполняемых каждой структурно определенной частью общества для удовлетворения потребностей, присущих членам этого общества.

Основателем Функциональной школы считается Б. Малиновский, впервые обозначивший термином «функционализм» ("Encyclopedia Britannica", Bd 13, suppl. 1, "Anthropology", Chi., 1926) предложенный им метод исследования общества как структуры, представляющей собой сложную органическую совокупность взаимосвязанных социальных институтов (норм, обычаев, верований и т. д.), причем каждый из них выполняет свою особую, жизненно необходимую для этого общества функцию. По мнению Малиновского, устранение любого, даже самого нелепого и вредного на взгляд представителей других обществ обряда, обычая, установления может привести к нарушению функционального равновесия внутри данной системы общественных институтов и вслед за тем к «дезинтеграции» и гибели самого общества. Малиновский в своих трудах уделял главное внимание «функции». В отличие от Малиновского, другой видный теоретик Функциональной школы А. Р. Радклифф-Браун интересовался в большей мере «структурой», т. е. органическим строением самого общества, как определенно организованной структурной целостности, соотношением и спецификой взаимодействия составляющих ее частей. Некоторые теоретические положения Функциональной школы были несомненным шагом вперед в развитии буржуазной этнографии, преодолением взглядов господствовавшей в начале 20 века культурно-исторической школы, которая рассматривала культуру как механическую сумму независимых друг от друга черт и элементов. В то же время очевидны реакционные стороны теоретических построений Функциональной школы: 1) тенденция к сведению социальных закономерностей, явлений и процессов к биологическим; 2) отрицание социального и культурного прогресса в истории человечества; 3) пренебрежение к истории (особенно у Малиновского), стремление теоретически обосновать невозможность познания прошлого бесписьменных народов, рекомендации ограничиваться изучением современной исследователю ситуации; 4) требование искусственного сохранения архаических обычаев народов колоний под предлогом того, что это в интересах самих изучаемых народов.

Становление Функциональной школы происходило в условиях начавшегося кризиса колониальной системы мирового империализма и бурного роста национально-освободительных движений. Стремясь упрочить свои пошатнувшиеся позиции, колониальные державы пытались усовершенствовать так называемую систему «косвенного управления», суть которого в передаче туземной верхушке функций низших звеньев колониально-административного аппарата. Сохранение власти и влияния этой верхушки было невозможно без консервации еще уцелевших и даже восстановления уже разрушенных европейской колонизацией социальных и духовных институтов местного «традиционного» общества. Отсюда ставшая столь актуальной задача социологического изучения колониальных народов. Поэтому сторонники Функциональной школы получили мощную поддержку колонизаторов и прежде всего правительственных органов Британской империи. Функциональная школа дала немало практических рекомендаций колониальной администрации. Среди представителей Функциональной школы, помимо Малиновского и Радклифф-Брауна, можно назвать Д. Форда, М. Фортеса, Э. Эванс-Притчарда, Р. Фёрта, Л. Майр, М. Хантера, X. Купера и многих других этнографов, преимущественно Великобритании и США.

По сравнению с другими направлениями буржуазной этнографии и социологии 20-х годов 20 века Функциональная школа, несомненно, сумела дать более обоснованное, но весьма консервативное истолкование многих явлений и процессов в обществе.

В последние годы жизни Малиновский читал лекции в США, где многие социологи попытались приложить его идеи к изучению современного капиталистического общества. При этом следует иметь в виду, что концептуальный аппарат Функциональной школы был разработан Малиновским, Радклифф-Брауном и другими этнографами для и на основе изучения так называемых «традиционных» обществ с их застойной и относительно простой социальной структурой. Приложение этого аппарата к исследованию современного капиталистического общества потребовало, конечно, существенных дополнений и корректив. Попыткам объяснить с помощью функционального метода структуру и динамику современного капиталистического общества посвящены многие десятки трудов буржуазных социологов-функционалистов, среди которых в первую очередь следует назвать ученых США - Т. Парсонса, Р. Мертона и др.

B. M. Бахта. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Ольдерогге Д. А. и Потехин И. И., Функциональная школа в этнографии на службе британского империализма, в сб.: Англо-американская этнография на службе империализма, М., 1951; Артановский С. Н., Историческое единство человечества и взаимное влияние культур, Л., 1967; Структурно-функциональный анализ в современной социологии, в. 1, М., 1968; Malinowski В., A scientific theory of culture and other essays, N.Y., 1960; его же, Freedom and civilisation, N. Y., (1944); Radcliffe-Brown A. R., Method in social anthropology, Chi., 1958; Firth R. (ed.), Man and culture. An evaluation of the work of B. Malinowski, L., (1957); Functionalism in the social sciences; the strength and limits of functionalism in anthropology, economics, political science and sociology, ed. by Don Martindale, Phil., 1965; Gluckman M., An analysis of the sociological theories of Bronislaw Malinowski, L., 1949; Merton R. К., Social theory and social srtucture, Glencoe, 1957; Parsons T., Essays in sociological theory, Glencoe - L., (1964).