Беседа (Кондаков, 2007)

БЕСЕДА — метод психологической диагностики и психологической коррекции, реализующийся на основе вербальных взаимоотношений между людьми. Чаще всего проводится в вопросно-ответной форме, когда психолог в относительно свободной манере задает вопросы, которые и структурируют беседу, определяя ее ключевые точки. Особенно важную роль при организации беседы играют невербальные сообщения (интонации, жесты, мимика и пр.); в силу этого в некоторых психотерапевтических процедурах беседа специально разворачивается вокруг темы подобных сообщений, чаще всего не осознаваемых самим индивидом, который их проявляет. Виды. Наибольшее распространение получили: клиническая беседа, организованная вокруг болезненных переживаний пациента; психотерапевтическая беседа (например, рациональная психотерапия, пастырская беседа; сократический метод), направленная на то, чтобы пациент осознал свои психологические проблемы и нашел внутренние резервы с ними справиться; беседа при профессиональном отборе, структура которой задается профессиональной биографией клиента; педагогическая беседа, целью которой является прежде всего воспитательное воздействие на ребенка. В частности, при проведении психотерапевтической беседы перед психотерапевтом стоят три задачи: а) исследование субъективного внутреннего мира пациента; б) наблюдение поведения пациента в его взаимодействии с психотерапевтом в процессе интервью; в) учет своих собственных эмоциональных реакций на пациента, поскольку они помогают выявить природу скрытых объектных отношений.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 66.

Литература:

Кабанов М. М., Яичко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983.

Понятие: