Геральдика (РИЭ, 2017)

Геральдика (лат. heraldica, фр. heraldique, англ. heraldry, нем. Heraldik).

1. Феномен истории европейского общества XII—XVIII веков, представляющий собой систему социальной идентификации посредством визуальных признаков.

2. Совокупность гербов, закономерностей и правил их составления и прочтения (формальная геральдика).

3. Историческая дисциплина, изучающая феномен геральдики.

Термин «геральдика» появился в XVII веке. История геральдики показывает, что первоначально гербы существовали в виде изображений на знаменах. Как обычай индивидуальной идентификации она возникла в начале XII века в практике турниров Северной Франции, Фландрии, рейнской Германии и Южной Англии. От военного сословия геральдика была воспринята всеми слоями средневекового общества и в XIII веке утвердилась как полноценная эмблематическая система. Герб стал визуальным выражением родового имени.

Вне военного и турнирного обихода распространению герба способствовала практика широкого употребления печати. Духовные лица и города стали пользоваться гербами на печатях на рубеже XII—XIII веков. В начале XIII века вся средняя и мелкая знать имела гербы; в течение XIII века гербы усвоили городской патрициат и ремесленники. В XIV веке герб восприняли ремесленные корпорации и религиозные сообщества. В XIII— XIV веках гербами обладали крестьяне Нормандии, Фландрии, Южной Англии. С XIV века геральдика распространилась по всей христианской Западной Европе и воздействовала на языческие и исламские регионы. Геральдические обычаи стали общеевропейским явлением. В XVI веке в ходе колонизации геральдика была перенесена в Латинскую Америку.

В XIII веке сложился институт герольдов — профессиональных знатоков геральдики; в середине XIII века возникли первые гербовники. К концу XIV века сформировался корпус используемых в качестве герба изображений, утвердилась композиция, складывалась терминология. Период наивысшего расцвета и повсеместного бытования геральдики приходится на XIV — начало XVI века. В XV веке на основе сеньориальной стала складываться государственная геральдика. Особенностью геральдики XV—XVI веков является существование в ней дополнительных элементов, так называемых изобразительных девизов. В Италии, в Англии они употреблялись шире, чем герб, и были настолько известны, что могли заменять имя владельца (белая роза Йорков и алая Ланкастеров, огниво Бургундии). Продолжала развиваться возникшая в XII веке «воображаемая геральдика», то есть совокупность гербов легендарных персонажей и гербов исторических лиц догеральдических времен. Начиная с XV века распространились представления о соответствии геральдических цветов определенным планетам, драгоценным камням, дням недели и т. п. Геральдика начала испытывать сильное влияние античной и псевдоантичной эмблематики. Принципы средневекового прочтения герба, не требовавшего расшифровки, к концу XV века были забыты, и истолкование изображения герба в XVI веке пошло путем спекулятивных домыслов. Средневековые гербы переосмысливались и наделялись новым значением. Геральдика начали использовать для визуализации идеологических программ (эмблематика Елизаветы I, Франциска I). В Новое время геральдика в целом претерпела серьезные изменения. Начиная с XVI века постепенно формировалась устойчивая связь герба с привилегированным статусом. Для XVI—XVII веков характерны попытки правовой регламентации отдельных элементов гербовой композиции (например, право носить гербы с металлом основного поля, со шлемами только благородными). Верховная власть многократно предпринимала попытки законодательного регулирования геральдики. В XVII веке официализация геральдической практики усилилась; в обществе окончательно закрепился образ геральдики, в которой право на гербы принадлежало только привилегированному сословию. Историческая геральдика угасала и к концу XVIII века практически изжила себя. Она испытала негативное воздействие законодательства Французской революции и как социальная система визуальной идентификации окончательно пала с распространением Гражданского кодекса Наполеона, отменой сословий и сословных привилегий.

 На протяжении XII—XVIII веков историческая геральдика не оставалась неизменной. Присущая европейской цивилизации как компонент европейской идентичности, геральдика выражала особенности индивидуального и коллективного мироощущения Средневековья и Нового времени, отражала психологические и правовые особенности европейского общества, с уходом которых с исторической сцены геральдика перестала функционировать и превратилась в реликт, сохранившись преимущественно в форме государственной геральдики.

В России системная геральдика появилась позже, чем в Западной Европе. В конце XV века международные отношения потребовали визуализации царской власти на аналогичном Священной Римской империи уровне (двуглавый орел). Территориальные эмблемы отмечены с XVI века. В конце XVII века существенное влияние оказывала польская геральдика. В начале XVIII века русская геральдика была реформирована Ф. Санти и практически полностью заимствована из Западной Европы в той нобилитетной форме, которую она имела в Европе в конце XVII — начале XVIII века. Поэтому в России личная и родовая геральдика всегда являлась прерогативой и атрибутом исключительно дворянства. Формальная (теоретическая) геральдика представляет собой совокупность технических терминов, приемов и правил составления и описания гербов. Гербовая композиция состоит из собственно герба, помещаемого в щите, шлема, шлемовой эмблемы (нашлемника), намёта, щитодержателей, девиза, мантии, ранговых и корпоративных дополнений. В геральдике принято употребление определенных цветов: металлы — золото (желтый) и серебро (белый); красный, синий, зеленый, пурпурный, черный; меха (покрытия) — горностай, белка. С XVII века наряду с цветовым они имеют графическое выражение. Возможно употребление и естественных цветов. Общее правило требует не допускать наложения металла на металл и цвета на цвет; оно действует в пределах одного гербового поля и не касается мехов, бризур, знаков каденции. Гербовый щит допускает условные деления (рассечение, пересечение, скошение и др.). Часть геометрических фигур называется фигурами первого порядка (глава, оконечность, подножие, столб, пояс, перевязь, стропило и др.); часть — фигурами второго порядка (кайма, вольная четверть, клин, острие, ромб, веретено, титло, щиток и др.). Для обозначения ветвей рода в геральдике XII—XIV веков использовались особые видоизменения герба (бризуры); в гербах XVI—XVII веков для этого стали применять знаки каденции, добавляемые в герб: титло, полумесяц, звезда, мерлетта (изображение птицы без клюва и лапок) и другие. Словесное выражение герба называется блазоном, а процесс описания герба по определенным правилам — блазонированием. Правая и левая сторона определяются не с точки зрения зрителя, а от лица, якобы несущего щит.

Развитие гербоведения. Основными источниками изучения геральдики как исторической дисциплины являются печати, гербовники, монеты, знамена, гербовые грамоты, законодательные тексты, геральдические трактаты, миниатюры, широкий круг памятников материальной культуры. В XIV веке появились первые геральдические трактаты; в XV—XVI веках их число значительно возросло. Интерес к теме и высокая престижность герба в обществе породили жанр геральдического квазиучебного сочинения, в котором целью авторов было изложение основ геральдики (Hierosme de Вага. Le blason des armoiries... Lyon, 1579).

Перемены в структуре исторического знания, связанные с деятельностью ученых-эрудитов XVII века, положили основание большинству специальных исторических дисциплин, в том числе и гербоведению. К XVII веку относятся первые попытки научного подхода к геральдике. Этот период характеризуется интересом к источникам, опора на которые стала нормой гербоведения. Наряду с началом научного изучения Ггеральдики в XVII веке широко распространились мифы в отношении ее истории. Среди ранних работ следует отметить труд Дж. Гиллима (Guillim J. A Display of heraldrie... London, 1611), книгу M. Ла Коломбьера (Wulson de La Colombiere M. de. La science hero'ique... etc. Paris, 1644), которая вышла за пределы традиционной формы геральдического трактата. Заметна серьезная работа Ф. Я. Шпенера, эрудита из Страсбурга, считающегося в Германии «отцом Г.» (Historia insignium illustrium, seu operis heraldici pars specialis. Francfort, 1680; Insignium theoria seu operis heraldici pars generalis. Francfort, 1690).

Французским «отцом геральдики» называют иезуита К.-Ф. Менетрие (1631 — 1705). Менетрие ошибочно полагал возможным извлекать из герба непосредственную историческую информацию, аналогичную информации монеты или печати, однако подлинная заслуга Менетрие состоит в том, что он обозначил возможности подхода к геральдике как к историческому феномену и расширил круг источников, обратившись к упоминаниям гербов в нарративных источниках. Работы Менетрие сильно повлияли на развитие европейской гербоведческой мысли XVIII века. В Великобритании лучшие гербоведческие работы XVIII века принадлежат перу А. Низбета, Дж. Эдмондсона. В Испании одной из самых значительных книг XVIII века по геральдике является труд X. де Авилеса «Cienciaheroica». Французское гербоведение после плодовитого XVII века вступило в полосу стагнации: большинство произведений XVIII века не оригинальны. В целом гербоведческая литература XVIII века отразила упадок функционирования геральдики как системы. В России интерес к геральдике был инициирован опубликованием в 1805 году труда И. X. Гаттерера «Начертание гербоведения» в переводе секретаря герольдии Г. Мальгина. Следующим шагом стало появление книги А. Б. Лакиера «Русская геральдика» (1854); спустя еще полвека были опубликованы «Лекции по геральдике» Ю. В. Арсеньева (1908). К началу XX века геральдика в России сформировалась как отрасль исторического знания, но после 1917 года развитие практической геральдики и научного гербоведения прекратились. В 1992 году создана Геральдическая служба, осуществляющая государственный контроль территориальной и значительной части ведомственной геральдики; с 1999 года существует Геральдический совет при Президенте России (государственный герольдмейстер — Г. В. Вилинбахов). Успехи гербоведения во 2-й половине XX века связаны с развитием новых направлений исторической науки. Современное гербоведение развивается как признанная область научных исследований. Проходят регулярные международные конгрессы под эгидой Международной академии геральдики, существует практика коллоквиумов, объединяющая исследователей всего мира. С 1970-х годов среди гербоведов превалируют историки, рассматривающие геральдику как историческое явление, для которых характерны внимание к крупным проблемам геральдики, затрагивающим основы социальной и духовной истории общества Средневековья и Нового времени, интернационализация исследований и междисциплинарный подход.

А. Я. Черных.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 4. М., 2017, с. 595-598.

Литература:

Антонов В. А. Датская геральдика XII-XVII веков. М„ 2008; Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции. М., 1908 (переизд. Ковров, 1997; М., 2001); Гаттерер И. X. Начертание гербоведения / Пер. с нем. Г. Мальгин. СПб., 1805; Лакиер А. В. Русская геральдика. СПб., 1855 (переизд. М., 1990); Соболева Н. А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. М„ 1981; Basca- рё G. С., DelPiazzo М. Insegne е simbo- li. Araldica publica e privata medievale e moderna. Roma, 1983; Brault G. J.Early Blazon, Heraldic Terminology in the Twelfh and Thirteenth Centuries. Oxford, 1972 (переизд. 1997); Fox-Davies A. Ch. A Complete Guide to Heraldry. New York, 1909; Leon- hard W. Das grosse Buch der Wappen- kunst. Munchen, 1976; Pastoureau M. Traite d'heraldique. 4 ed. Paris, 2004; Riquer M. de. Heraldica Castellana en tiempos de los Reyes Catolicos. Barcelona, 1986; Seyler G.A. Geschichte der Heraldik. Niirnberg, 1890 (переизд. 1970).

Понятие: