Сомнение

Вот знаменитое исследование, которое с неотразимой силой обращает нашу мысль к особенной природе психических явлений, указывает их существенный признак и тот объем, который они занимают, и действительно дает наилучший способ отличать их от явлений телесных и вообще вещественных.

Прежде всего, по требованию Декарта, мы должны усомниться во всем, что мы знаем. Это мы должны сделать не в самом деле, то есть, не добиваться уничтожения в себе всякой уверенности, а только для пробы, для примера, совершенно так, как математик делает неправильное предположение, когда ведет доказательство от нелепого. Мы должны попробовать отрицать все, что можно отрицать, и посмотреть, что из всего этого будет.

Таким образом, Декартовское сомнение не значит, чтоб он хотя на минуту усомнился в возможности знать истину, а значит только, что он ищет для нее несомненных доказательств. Истина должна быть доказана несомненно, хочет он сказать; - в противном случае я могу ей не верить. «Мы имеем свободу» - говорит он - «воздерживаться от верования в то, что еще не совершенно достоверно и дознано».

Этою свободою действительно обладает человек, и, провозгласив ее, Декарт дал огромный толчок не только ко всякого рода сомнению, но вместе и к величайшей жажде познаний совершенно достоверных и дознанных. Вся последующая история философии и все движение наук до последнего времени свидетельствуют о том, какую великую силу имеет исходная точка Декарта. Люди все с большею и большею жадностью обращаются к познаниям вполне доказанным и вполне доказываемым и воздерживаются от верования во все не совершенно достоверное. В силу этого, как мы думаем, весь ход человеческого развития получил некоторую односторонность, косвенность. Но сила движения тем не менее несомненна.

В частности заметим, что черта сомнения неизбежно остается характеристическою чертою психологических исследований, или, так сказать, психологического настроения ума. Тот, для кого все разрешается в психологические факты, есть наименее верующий из людей. Для него все события истории, всякое дело и всякое знание обращаются в игру психических явлений, и целый мир с бесчисленными солнцами имеет значение маленькой группы световых ощущений.

Цитируется по изд.: Страхов Н.Н. Об основных понятиях психологии. Спб., 1886. Глава первая.

Примечания

[9]. Страхов имеет в виду так называемое «доказательство от противного», подразумевая, что в качестве «противного» суждения берется, как это обычно и бывает, ложное суждение.

Понятие: