Президент [США]

При удобном случае президенты не упускали возможности освободиться от тягостной для них и стеснительной опеки со стороны конгресса. Попытки действовать более самостоятельно были особенно удачными в период сложных ситуаций, кризисных положений внутренней или внешней политики. В таких случаях конгрессу приходилось мириться с усилением исполнительной власти ради общего блага господствующего класса.

Президенты не раз ставили конгресс перед свершившимся фактом или обходили его, особенно в области внешней политики. Так было при вооруженном конфликте с Испанией, присоединении к США новых территорий или превращении некоторых стран Американского континента в фактические колонии. Так, в 1907 году Т. Рузвельт единолично подписал договор с Японией. Дабы избежать дебатов в сенате, как требовала Конституция, президент назвал его «джентльменским соглашением».

Складывается практика, по которой президент или сам подписывал соглашения без обращения к конгрессу, или же после свершившегося добивался от конгресса одобрения. Эти два вида актов назывались — соглашения исполнительной власти («исполнительные соглашения»).

Концентрация власти обусловливалась экономическими тенденциями, интересами монополий. Большой бизнес в сложной обстановке предпочитал иметь дело не с разглагольствующим конгрессом, а с «динамичным» президентом. Он «меньше говорит, а больше делает». Еще Т. Рузвельт дал формулу в области внешней политики: «Говори сдержанно, но держи большую дубинку». К тому же президенты являлись ставленниками богатейших корпораций.

Власть президента усилилась за счет активизации его роли как лидера партии, чего вообще не знали отцы американской Конституции. Вводится практика совещаний в Белом доме, в ходе которых президент вместе с руководителями своей фракции в конгрессе обсуждал стратегию и тактику политической борьбы, судьбу важных законопроектов, правительственных указов. От президента зависело получение должностей в федеральной администрации, в дипломатической службе, суде. По традиции их получали те, кто оказал услуги и помощь в избирательной кампании, которая стала немыслимой без финансовых доноров. Наиболее важные должности доставались тем, кто внес особенно крупные взносы на избрание президента, так называемым «жирным котам».

Ссылаясь на неписаное, но предполагаемое право «делать только пользу своему народу», президенты прибегали к использованию вето в отношении законов. Президент Ст. Кливленд во второй половине 80-х годов применял его свыше ста раз, и лишь однажды его вето было отвергнуто конгрессом. Президенты стали издавать в возрастающих масштабах исполнительные указы, которые мало чем отличались от нормативных актов федерального конгресса. Ежегодные послания президента конгрессу фактически являлись программой деятельности палат.

С 1903 г. президент как главнокомандующий возглавил национальную гвардию, в которую вошла милиция штатов. Таким образом, тенденция возрастания исполнительной власти становится все более очевидной еще до первой мировой войны.

В составе федеральной администрации появились новые ведомства. Кроме департамента по внешним сношениям, финансов, военного, внутренних дел учреждается министерство юстиции (1870 г.), связи (1872 г.), земледелия (1889 г.), торговли (1888 г.). Последнее в 1913 г. разделяется на два — торговли и труда.

Поскольку по Конституции полиция оставалась в ведении штатов, департамент внутренних дел не занимался организацией охраны общественного порядка. В его функции входило: учет и использование полезных ископаемых, регулирование рыболовства и охоты, управление над индейскими резервациями и государственными владениями США за границей.

Министерство земледелия ведало сбором сведений о сельском хозяйстве, распространяло полезную информацию для фермеров. Департамент труда должен был следить за соблюдением законов о труде.

В 1887 г. учреждается комиссия межштатной торговли, в 1914 г.— федеральная торговая комиссия, в 1916 г.— тарифная комиссия и др.

Во время первой мировой войны существовал Совет национальной обороны. Власть президента В. Вильсона была особенно широкой.

Вплоть до начала 80-х годов партия, одержавшая победу на выборах, изгоняла с постов сторонников партии, потерпевшей поражение на выборах. По закону Пэндлтона 1883 г. имелось в виду заменить «систему добычи» (spoils system) «системой заслуг». Он запретил раздачу должностей за политические заслуги во время избирательной кампании, но не устранил причин для коррупции и взяточничества. Созданная для выполнения этого закона Комиссия гражданской службы стала определять степень квалификации и пригодности кандидатов на государственную службу путем проведения конкурсных экзаменов. С тех пор аппарат управления стал совместной добычей обеих партий — республиканской и демократической. Комиссия ведала отставкой, перемещением и пенсионными делами государственных служащих, она определяла степень их классовой лояльности. Более детально правила пребывания на службе, основания к увольнению определил закон Ллойда-Лафаллера 1912 г.

Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 206-208.

Понятие: