Концепция «американской исключительности»

Важнейшей составляющей внешнеполитического менталитета  американцев является концепция «американской исключительности» (American Exceptionalism), т.е. уверенность американцев в абсолютном превосходстве «американской модели», вера в то, что США во всех отношениях «лучше» любой другой

[125]

страны. Эта идея, зародившаяся более 200 лет назад, оказалась на редкость живучей и из общего постулата превратилась в глобальную концепцию, используемую не только для объяснения истории США (Л. Харц 95, Д. Бурстин 96, Артур М. Шлезингер-младший 97 и др.), но и для обслуживания текущих запросов правящих кругов страны в сфере внешней политики 98.

Действительно, внешняя политика США на протяжении всей истории этой страны в значительно большей мере, чем внешняя политика других государств, носила специфическую идеологическую окраску, основываясь на притязаниях руководства США на «особую», даже «исключительную» роль в мире. «Соединённые Штаты с полным основанием могут претендовать на звание первой нации в мире, – писал С. Липсет. – Это была первая крупная колония, с успехом осуществившая революционный разрыв с прошлым» 99. «Мы, американцы, верим, что, во-первых, есть нечто исключительное в наших ценностях и, во-вторых, что эти ценности влияют или должны влиять на внешнюю политику», – заявляет Н. Глейзер 100.

Д. Далл, указывая на «исключительность» положения, занимаемого США во «враждебном» им мире, подчёркивает, что они представляют собой «самое могущественное в международной системе государство с интересами, простирающимися практически на все части земного шара». «Поэтому, – считает он, – все, что где бы то ни было происходит, часто имеет большое значение для американцев, и все, что делают сами американцы, оказывает нередко глубокое воздействие на остальную часть мира» 101.

Дебора Л. Мэдсен, исследуя феномен «американской исключительности», указывает, что исключительность – «одно из наиболее важных понятий, лежащих в основе современных теорий американской культурной идентичности» 102.

Э.Я. Баталов в одной из своих последних работ подчёркивает: «Все нации ценят себя выше, чем стоят на самом деле (даже если публично посыпают голову пеплом)… Но, кажется, никогда и никто, разве что имперский Рим, не оценивал своё положение так высоко, как американцы» 103. При этом, по мере того как Соединённые Штаты обретали экономическую мощь, усиливали свои позиции на континенте и конкурентоспособность на мировом рынке, а в итоге ощущали себя всё в большей безопасности по отношению к другим странам, их видение собственного будущего становилось всё более оптимистическим, а их представления о дальнейшем развитии мира приобретали всё более американоцентристский характер 104. В результате, американоцентризм, сформировавшийся первоначально как система взглядов поселенцев, прибывших в Америку, проходит через всю историю США, вплоть до наших дней и представляет собой концентрированное выражение убеждённости в национальном превосходстве американцев, уникальности их нации и, соответственно, универсальности еёисторического опыта. По мнению Э.Я. Баталова, представление о богоизбранности Америки и населяющего её народа представляет собой один из базовых элементов традиционной американской Я-концепции 105.

Идея о том, что американцы – это «богоизбранный народ», которая неизменно пронизывает все периоды американской истории, достаточно популярна в американском обществе до сих пор, хотя возникла она еще до 1776 г., т.е. провозглашения Соединённых Штатов Америки в качестве независимого государства. Так, например, идея избранности встречается в ранних пуританских хрониках, а также в постановлениях колониальных ассамблей, речах пуританских проповедников (Дж. Уинтроп и др.).

В связи с вышеуказанным, необходимо вспомнить, что 21 ноября 1620 г. на западном побережье залива Кейп-Код английские пуритане-кальвинисты в количестве

[126]

102 человек, которые были отвергнуты традиционной англиканской церковью и вошедшие в историю как отцы-пилигримы «Нового Ханаана», высадились с корабля «Мейфлауэр». Здесь они основали первое постоянное английское поселение в Новой Англии (и второе по счету европейское поселение в Америке, после основанного в 1607 г. поселения Джеймстаун, ставшего центром колонии Виргиния) – Новый Плимут. Прибывшие в Новый Свет в стремлении создать «Царство Божие на Земле», основали Плимутскую колонию, рассматривая её именно как земли, где они воплотят «истинные» предначертания Библии 106. Ещё находясь на борту пересекавшего Атлантический океан судна, с целью сохранить порядок, лидеры переселенцев заключили между собой соглашение, в которое был включен свод правил, известный как «Мейфлауэрское соглашение». В нём, в частности, была выдвинута идея суверенного народа, а также в самой общей форме своё отражение нашли представления переселенцев о демократии (эти представления были развиты позднее в аналогичных соглашениях, достигнутых колонистами из других колоний, и в более поздних документах американской истории, включая «Декларацию независимости») 107.

В XVII веке Америка, материальным воплощением которой были тогда поселения колонистов, представлялась прибывавшим сюда на место постоянного жительства переселенцам из числа пуритан как особое место на Земле – «Новый Ханаан» – «земля обетованная». Вследствие этого пуритане, которые тогда составляли значительную часть представителей формирующейся американской нации, сформулировали один из важнейших символов – «Град на холме» (City upon a Hill). Взятое из Библии выражение (Исайя, 2:2; Матф., 5:14) впервые появилось в дневнике будущего губернатора колонии Массачусетского залива Дж. Уинтропа, который он вёл на борту парусника «Арбелла», доставившего группу переселенцев к берегам Американского континента. В 1630 г. появилась его знаменитая проповедь «Образец христианского милосердия», в которой он, в частности, призвал к созданию в Новом Свете «Града на холме», «общества добродетели» и именно оно должно стать примером для Старого Света. «И будем мы подробно Граду на Холме, и взоры всех народов будут устремлены на нас; и если мы обманем ожидания нашего Господа в деле, за которое взялись, и заставим Его отказать нам в помощи, которую он оказывает нам ныне, мы станем притчей во языцех всему миру» 108.

В результате, главная, а в сущности, и основная миссия пуритан, прибывавших на Американский континент, стала заключаться в том, чтобы построить в Новом Свете Царство Божие. Отсюда, как считают многие исследователи, в сознании страны возникла твёрдая убежденность в том, что американцы есть избранный Богом народ, наделённый правом (в силу предназначения, дарованного свыше) нести свет миру, т. е. распространять свои принципы демократии на остальные народы. «Всецело поглощенный своей жизнью в Новом Свете и восторгающийся её богатствами, даруемыми ею наградами, американец пестовал некритическую и не подлежащую сомнению уверенность, что это лучший из миров. Моральное превосходство его страны было для американца тоже само собой разумеющимся. Предпосылка превосходства сопровождалась чувством предназначения и миссии», – подчеркивает Г. Коммаджер 109.

В постановлении, принятом в 1640 г. Ассамблеей Новой Англии, говорилось: «1. Земля и всё, что к ней относится, божьи (принято). 2. Бог может отдать землю или любую её часть своему избранному народу (принято). 3. Его избранным народом являемся мы (принято)» 110.

В 1776 г. в памфлете Т. Пейна «Здравый смысл» также содержалась указанная выше идея. Утверждая, что Американская революция предоставила возможность создать новое, гораздо лучшее общество, а также обосновывая право жителей английских

[127]

колоний на восстание и распоряжение своей судьбой, Т. Пейн подчёркивал «избранность» американского народа. Весьма примечательно и еще одно высказывание Т. Пейна: «Я не могу не удивляться хвалебным ссылкам на древние истории и деяния, которые мне довелось видеть и слышать… Я не намерен уступать пальму первенства Соединённых Штатов каким бы то ни было грекам или римлянам. Во времена опасности мы были равны самым храбрым, а в создании гражданских форм правления превзошли самых мудрых» 111.

Достижение независимости значительно укрепило представления американцев о своей «богоизбранности». На это обстоятельство в 1789 г. указывал Дж. Вашингтон в своей первой инаугурационной речи, после того как он был избран на пост Президента США. «Воздавая… почести Великому архитектору всякого общественного и частного блага, я питаю уверенность, что это в равной степени выражает и мои и ваши чувства, чувства всех сограждан в целом, как и каждого отдельного соотечественника. Нет ниодного народа, которому следовало бы признать и вознести хвалу Невидимой длани, руководящей делами людей, в большей степени, нежели народ Соединённых Штатов. Каждый шаг, проделанный им на пути к статусу независимого государства, представляется несущим на себе некий знак ниспосланной свыше воли» 112.

При этом долгое время миф об «американской исключительности» имел религиозное толкование. Так, например, согласно одной из многочисленных трактовок концепции «американской исключительности», американский Моисей – это сам библейский бог Иегова. Он будто бы вывел свой народ из «египетского» (европейского) ада, решив воздвигнуть на Американском континенте свою столицу. В результате, американцы представлялись народом, «избранным богом», а сама Америка – «божественной страной». Ей отводилась отныне роль верховного арбитра всех остальных народов, которого сам творец наделил способностью познать божественное Провидение 113.

Однако, начиная со времен, относящихся к Войне за независимость, миф об «американской исключительности» трактуется также в политическом ключе 114.

После 1775 г. Соединённые Штаты Америки, в представлении американцев, предстали не просто как уникальное общество, но как страна, возвышающаяся над всеми другими странами, а американцы – над всеми другими народами, чему, в частности, во многом способствовала победа в Войне за независимость, в результате которой в мире возникло фактически первое буржуазное по своему характеру государство с республиканской формой правления и демократическим политическим режимом, в рамках которого была на практике реализована идея разделения властей на три ветви (законодательная, исполнительная и судебная), а большая часть граждан (разве что за исключением некоторых категорий населения США – афро-американцев, индейцев и др.) приобрела достаточно широкий комплекс прав и свобод.

Еще один момент был связан с возникновением в США исключительно благоприятных, по сравнению с другими странами мира, условий для организации и осуществления предпринимательской деятельности.

Известный историк Алексис де Токвиль, который совершил путешествие в США в 1831 г., подчёркивал в своей книге «Демократия в Америке»: «Положение американцев совершенно исключительное, и можно считать, что ни одно демократическое общество никогда ранее не оказывалось в аналогичных условиях. Их строго пуританское происхождение, их исключительно коммерческие привычки, даже территория, которую они населяют, как представляется, отвращает их умы от преследования наук, литературы и искусства, близость Европы, которая позволяет им пренебрегать этими преследованиями, не впадая в варварство, тысячи особых причин, из

[128]

которых я смог указать только на самые важные, направляют ум американцев на чисто практические цели. Его страсти, его желания, его образование, его окружение – кажется, всё объединилось для направления усилий уроженца Соединённых Штатов по направлению к земле. Одна только религия изредка поворачивает его в другом направлении для того, чтобы время от времени бросить мимолётный отвлекающий взгляд на небо. Давайте рассматривать все демократические государства через призму примера американского народа» 115.

Учитывая вышеуказанное, по сути, каждый из Президентов США считал своим долгом подчеркнуть «исключительность» США. Так, например, Т. Джефферсон в 1801 г. заявил, что «американский образ правления» – «лучшая надежда мира». Дж. Монро в 1817 г. предлагал американцам «возрадоваться по поводу совершенства наших институтов». Э. Джексон уверял американцев в том, что «глаза всего мира устремлены на эту республику». В 1837 г. М. Ван-Бюрен подчеркнул: «Мощь и влияние республики поднялись на высоты, очевидные для всего Человечества» 116.

«Свобода человечества и слава человеческой природы в руках избранного американского народа, – заявил ещё в условиях Войны за независимость Дж. К. Адамс. – Божественное Провидение предначертало Америке стать той ареной, где человек проявит свои истинные способности…» 117.

Ссылки на «исключительность» американской нации видны в Геттисбергской речи А. Линкольна во время Гражданской войны в США (1861-1865 гг.) 19 ноября 1863 г.: «Скорее, это нам, живущим, следует посвятить себя великой задаче, всё еще стоящей перед нами, – перенять у этих высокочтимых погибших ещё большую приверженность тому делу, которому они в полной мере и до конца сохраняли верность, исполниться убеждённостью, что они погибли не зря, что наша нация с Божьей помощью возродится в свободе…» 118.

Не менее значимым является то, что наиболее значительные войны, которые имели место на территории США, – Война за независимость 1775-1783 гг. и Гражданская война 1861-1865 гг. – не принесли с собой действительно серьёзных разрушений, которые бы существенно отбросили назад экономику страны, наоборот, они создали условия для её более ускоренного развития, тогда как военных интервенций со стороны других государств против США и вовсе не было. В результате, США довольно быстро приобрели столь значительный перевес в мощи и силе по сравнению со своими непосредственными соседями, что могли за их счет расширять свою территорию, а затем использовать в качестве дополнительного резерва своего развития эксплуатацию естественных богатств и более дешевой рабочей силы в этих странах. Даже участие в двух мировых войнах XX в. не принесло США разрушений, наоборот, существенно способствовало укреплению их экономики и увеличению влияния в мире.

Таким образом, американцы оказались настоящими «баловнями истории», и эта «избалованность» проявилась в присущей им очень высокой степени национального самодовольства и самолюбования, а, иногда, даже в склонности к откровенному национальному бахвальству.

Важно подчеркнуть и то, что концепция «американской исключительности» фактически изначально получила свое широкое распространение и в среде простых американцев, не относящихся к числу представителей руководства страны, в связи с чем, уместным представляется привести ещё одно высказывание Алексиса де Токвиля: «Все свободные народы гордятся собой, но проявление национальной гордости у всех различно. Американцы в своих сношениях с иностранцами не выносят, по-видимому, ни малейшего осуждения и в то же время ненасытны к похвалам. Им приятно самое ничтожное одобрение, но редко бывает довольно и самой большой похвалы, чтобы

[129]

удовлетворить их. Они преследуют вас на каждом шагу, чтобы вызвать вашу похвалу, и если вы не противитесь их настойчивости, то они хвалят себя сами… Я замечаю американцу, что страна, в которой он живёт, прекрасна; он отвечает: "Да, вы правы, нет другой такой страны в свете!"…» 119.

В этом смысле, как подчёркивают отечественные исследователи, исключительность выступает именно как превосходство: политический строй самый совершенный, идеалы самые гуманные, цели самые благородные, а американский народ – «богоизбранный народ» 120. Последнее прослеживается также и в том, что нередко известные политические деятели США сравнивали страну с одним из государств Древности, называя её «американским Израилем». К примеру, Т. Джефферсон считал, что американцы – это «дети Израилевы». В 1805 г. он подчеркнул: «Бог вел наших предков так, как некогда израильтян».

«Подобно тому, как гигантские столетние деревья возвышаются в американских лесах над всеми другими, так и США представляют собой уникальное явление, в их руки брошен факел руководства свободным миром», – подчёркивал в одной из своих многочисленных работ историк Томас Э. Бэйли 90.

Таким образом, концепция «американской исключительности» выступает в качестве своеобразного стержня, укрепляющего всю существующую в настоящее время идеологическую систему взглядов американцев относительно окружающего внешнего мира, их внешнеполитический менталитет.

[130]

Примечания

95 См.: Hartz L. The Liberal Tradition in America. New York: Harcourt Brace, 1955; Харц Л. Либеральная традиция в Америке. М.: Издательская группа "Прогресс" - "Прогресс-Академия", 1993.

96 См.: Boorstin, Daniel J. The Americans: The Colonial Experience. New York: Random House, 1958; Бурстин Д.Американцы: колониальный опыт. М.: Прогресс; Литера, 1993; Boorstin, Daniel J. The Americans: The National Experience. New York: Random House, 1965; Бурстин Д. Американцы: национальный опыт. М.: Прогресс; Литера, 1993; Boorstin, Daniel J. The Americans: The Democratic Experience. New York: Random House, 1973; Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. М.: Прогресс; Литера, 1993.

97 См.: Schlesinger, Arthur M. Jr. Cycles of American History. Boston: Houghton Mifflin, 1986; Шлезингер[1]младший, Артур М. Циклы американской истории. М: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс[1]Академия», 1992.

98 Подробнее см., напр., McCrisken, Trevor B. Exceptional // Encyclopedia of American Foreign Policy. 2006. URL: http://www.americanforeignrelations.com/index.html.

99 См.: Lipset S.M. The First New Nation. New York: Random House, 1963. Р. 15.

100 См.: Glazer N. American Values and American Foreign Policy // Commentary. Vol. 62. July 1976. №1. Р. 32-37.

101 См.: Dull D. The Politics of American Foreign Policy. Englewood Cliffs, 1985. Р. 3.

102 См.: Madsen, Deborah L. American Exceptionalism. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1998. Р. 3.

103 См.: Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). М.: РОССПЭН, 2005. С. 11.

104 См.: Баталов Э.Я. Указ. соч. С. 15.

105 Там же. С. 15.

106 См.: Иванян Э.А. История США. М.: Дрофа, 2006. С. 20.

107 Подробнее: Слезкин Л.Ю. Соглашение на «Мэйфлауэре» // Новая и новейшая история. 1974. №5. С. 167-177; Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории… В 2-х частях. Ч.1. М.: Наука, 1978; Ч.2. М.: Наука, 1980.

108 Winthrop J. A Modell of Christian Charity // The Puritans: A Sourcebook of Their Writings / Eds. by P. Miller and Thomas H. Johnson. New York: Harper Torchbooks, 1963. Р. 195-199.

109 См.: Commager H. The American Mind. New York, 1962. Р. 47.

110 Цит. по: Ефимов А.В. Социальный аспект биологической категории «раса» // Против расизма. М., 1966. С. 33.

111 Paine Th. Common Sense. January 10, 1776. URL: https://en.wikisource.org/wiki/Common_Sense.

112 Первая инаугурационная речь Дж. Вашингтона // Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша (1789-2001 гг.) (с историческими комментариями) / Общ. ред. и комментарии Э.А. Иваняна. М.: Изд-во «Стратегия», 2001.

113 Подробнее: Концепция «американской исключительности»: идеология, политика, культура / Отв. ред. Ю.К. Мельвиль, Е.Ф. Язьков. М.: Изд-во Моск. унт-та, 1993.

114 См.: Гаджиев К.С. США: эволюция буржуазного сознания. М.: Наука, 1981. С. 81-102.

115 Токвиль, Алексис де. О демократии в Америке. М.: Прогресс, 1992.

116 Цит. по: Яковлев Н.Н. Силуэты Вашингтона. М.: Мысль, 1983. С. 6.

117 Цит. по: Дементьев И.П. Теория «американской исключительности» в исторической мысли США // Вопросы истории. 1986. №2. С. 81-102.

118 Lincoln A. Gettysburg Address. November 19, 1863. URL: https://en.wikisource.org/wiki/Gettysburg_Address.

119 Токвиль, Алексис де. О демократии в Америке. М.: Прогресс, 1992.

120 См.: Общественное сознание и внешняя политика США / Колл. авт.: Замошкин Ю.А., Иванян Э.А., Петровская М.М. и др. М.: Наука, 1987. С. 42.

90 См.: Стеблин-Каменский М.И. Миф. М.: Мысль, 1976.

Цитируется по изд.: Кузнецов Д.В. «Тень» Вьетнама над Америкой. Американское общественное мнение и использование военной силы США после войны во Вьетнаме (1973-2009). СПб, 2015, с. 125-130.