Место в арабо-мусульманской философии

МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ в наиболее общем плане обозначается как макāн (то-где-есть). В этом смысле можно говорить о «месте вещи», будь то Бог или мир, тело или воля. Бог понимается в каламе либо как присутствующий в любом месте, что истолковывается как управление им каждой вещью, либо как находящийся «вне места» (ла̄ фӣ мака̄н). Кроме того, вне места некоторыми мутазилитами полагались такие божественные атрибуты, как воля или знание. В мутазилизме выдвинуты два основных понимания места-мака̄н: во-первых, как «предела» вещи, того, что «отделяет» ее от окружающего, и во-вторых, как того, что она «занимает» и где «располагается». Мутазилиты признавали возможность выхода тела за пределы места-мака̄н мира, но одни считали, что в таком случае и место мира расширится вместе с таким телом, другие утверждали, что тело будет двигаться вне места. В арабоязычном перипатетизме, где пространство ограничено абсолютным телом, задающим в нем «направления» (см. Пространство), движение тела вне мира оказывается логически невозможным.

Близким к «мака̄н», но более узким является термин «х̣аййиз», обозначающий место, занимаемое телом. Он принят также в качестве специального термина для «естественного места» первоэлемента в арабоязычном перипатетизме и исмаилизме. Однокоренное тах̣аййуз («занятие места») считается признаком тел и субстанций. Кроме того, место понимается как «вместилище» (мах̣алл), что связано с делением всех вещей на «самостоятельные» (к̣а̄’им би-нафси-хи) и «несамостоятельные» (ма̄ ла̄ йак̣ӯм би-нафси-хи), при этом вторые должны «внедряться» (х̣алла) в первые для того, чтобы существовать; так, тело служит вместилищем для своих акциденций. Близким к понятию место является понятие «положение» (мавд̣и‘, вад̣‘), трактуемое в духе соответствующей аристотелевской категории.

А.В. Смирнов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 538.

Понятие: