Психика: развитие

Психика: развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характеризуется необратимыми изменениями, направленностью (способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Развитие психики реализуется в форме филогенеза и онтогенеза. Особый предмет исследования составляют формирование и распад мозговой организации психических структур (см. Нейропсихология).

В качестве основных тенденций развития психики выявлены следующие:

1) усложнение форм поведения — форм двигательной активности;

2) совершенствование способности к индивидуальному научению; 

3) усложнение форм психического отражения — как следствие и фактор предыдущих тенденций.

При рассмотрении Р. П. важны два общих положения:

1. Утверждается примат деятельности в развитии психического отражения.

2. Утверждается, что имеется несовпадение линий биологического и психического развития животных.

В эволюционном развитии психики выделяются три стадии: 1) стадия психики сенсорной элементарной; 2) стадия психики перцептивной; 3) стадия интеллекта.

В каждой стадии возможно разделение по крайней мере на два уровня — высший и низший.

Теории развития психики различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих ее преобразование.

Конкретно-научные теории развития психики возникли в XIX веке и разрабатывались в детской психологии (см. Психология возрастная), зоопсихологии, психологии исторической, испытывая влияние эволюционного учения Дарвина (см. Психология функциональная; Бихевиоризм). Попытки выделить специфически человеческие, социокультурные факторы развития психики предпринимались в этнопсихологии и в психологии понимающей, где на базе идеалистических представлений о спонтанной активности духа делался акцент на зависимости личности от феноменов культуры, зафиксированных в знаково-символических формах. Зарождавшаяся социальная психология объясняла развитие психики индивида процессом социализации, понимаемой как подчинение психики надындивидуальным нормам, зафиксированным в коллективных представлениях.

В современной западной психологии преобладает эклектический подход к развитию психики. Общепризнанные теория и методология отсутствуют. Можно отметить лишь два общих положения, характерных для большинства концепций: 1) выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные задатки и внешнее окружение; иногда выделяется в особую группу факторов личностная активность, отличная от природных задатков (Психология гуманистическая); во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращается внимание на присвоение норм социальных и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах; отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка структур психики; 2) признается наличие некоторых универсальных законов развития психики, в частности — объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики; наиболее отчетливо эта идея была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества.

В отечественной методологической психологии основой теорий развития психики была марксистско-ленинская диалектика как общая теория развития. В 20—30-е годы XX века проблематика развития психики разрабатывалась в основном в рамках психологии детской, а позднее и на материале зоопсихологии, патопсихологии, исторической психологии. Развитие психики выступает как объективный процесс, имеющий системную природу. Но вычленения отдельных его компонент и выяснения их соотношений еще недостаточно для понимания подлинной природы и условий развития психики. Для этого требуется рассмотреть развитие психики как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 437-439.

Понятие: