Принцип психофизического параллелизма (Шапарь, 2009)

ПРИНЦИП ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ПАРАЛЛЕЛИЗМА - суть его — в утверждении невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами: они протекают параллельно и независимо друг от друга. Происходящее в сознании соответствует, но не зависит от происходящего в мозговом веществе, и наоборот. На таких позициях стояла психология сознания, имевшая в качестве необходимого дополнения психологию физиологическую.

Есть несколько параллелистических решений, различающихся по важным, но все же дополнительным утверждениям: 1) параллелизм дуалистический — исходит из признания самостоятельной сущности духовного и материального начал; 2) параллелизм монистический — видит в психических и физиологических процессах две стороны одного и того же процесса.

Серьезным основанием для утверждения независимости этих процессов является то, что до сих пор нет подходов к пониманию того, как физиологический процесс превращается в факт сознания. А если невозможно представить процесс перехода одного состояния в другое, то можно ли говорить об их взаимодействии?

Если же принять утверждение параллельного протекания и независимого соответствия этих процессов, то приходим к новой несообразности. Главная из них — в отрицании функции психики. Не имея возможности влиять на физиологические процессы, психика оказывается эпифеноменом. Один из научно-стратегических выводов из этого представления: если физиологические процессы не зависят от психических, то всю жизнедеятельность человека можно описать средствами физиологии. В прошлом эта точка зрения называлась теорией автоматизма.

Параллелистическое решение приводит к критическому вопросу: зачем же возникло сознание? С эпифеноменалистической точки зрения оно должно рассматриваться как результат случайной мутации, но тогда становится необъяснимым неуклонное развитие психики в филогенезе и бурное — в онтогенезе, прогресс сознательных форм отражения в историческом развитии человечества. Необходимость объяснения «полезной» функции психики остается.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 417-418.