Информационное общество
Информационное общество - современный тип общества, в котором ведущую роль приобретают информационные технологии и средства массовой коммуникации. Концепция информационного общества опирается на исследование новых форм социализации, основанных на свободном доступе к информации, дерегламентированных формах ее обработки и социального использования, влияние этой ситуации на изменение форм социальной активности, мотивации, критериев самоидентификации личности. Рассматривая информационное пространство в качестве новой социальной реальности, сторонники данной концепции исходят из тезиса о принципиальном изменении самих основ процесса социализации личности в современном обществе. Общество, где информационный обмен (в том числе и на международном уровне) является товаром, услугой, источником прибавочного продукта в экономическом механизме, залогом политико-правовой стабильности, важнейшим фактором формирования массового сознания и обеспечения жизненного уровня, предъявляет особые требования к уровню культурной и коммуникативной компетентности личности, ее способности преодолевать коммуникативные барьеры. Соответственно меняется и характерный для индустриального общества механизм социализации (ориентированный прежде всего на передачу и закрепление определенного объема общей и специальной информации, составляющей основу социально-профессионального статуса личности). Характер социализации все в большей степени определяется формированием особых личностных характеристик - устойчивой внутренней мотивации и способности к постоянному возобновлению информативного диалога с окружающей социальной средой, мобильности поведенческих реакций и гибкому реагированию на инновационную среду, допустимой гибкости культурно-ценностной ориентации, готовности к самоидентификации в условиях стремительно меняющегося мира. В конечном счете этот комплекс социальных навыков и психологических особенностей сводится к особому состоянию открытости личности для постоянного развития, готовности к переосмыслению своих взглядов и знаний, способности к позитивному восприятию и творческому осмыслению незнакомых феноменов окружающей жизни. Сторонники концепции информационного общества расходятся в определении исторического места этой системы. Информационное общество определяется либо в качестве синонима постиндустриального общества (или одного из этапов его развития), либо в качестве принципиально новой стадии общественного развития, приходящей на смену постиндустриальной фазе.
Цитируется по изд.: М.В. Пономарев, С. Ю. Смирнова. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. 3. Трансформация индустриальной цивилизации в период ГМК. Становление постиндустриального общества. М., 2000, с. 256-257.