Философия средневековой Японии (Дил, 2011)

Если не считать буддизм философией, то в Японии не было философских систем, отдельных от основных религиозных течений, до начала раннесовременного периода. Период Эдо стал временем больших интеллектуальных перемен и развития. Новый образ мышления был заимствован из неоконфуцианства, синто и западных источников. Внутри этих трех способов мышления существовало огромное количество различий между традициями и множество взаимных заимствований. Тем не менее, именно неоконфуцианское мышление сформировало большую часть политических, экономических и моральных представлений периода Эдо.

Неоконфуцианская философия была впервые привезена в Японию монахами дзэн, возвращавшимися туда из Китая в период Муромати. К началу периода Эдо неоконфуцианское мышление оказывало заметное влияние на многие аспекты японской культуры, включая политические, моральные и семейные ценности. Китайское неоконфуцианство представляло собой развитие более раннего конфуцианского мышления, идеи которого проникли в Японию примерно в V или VI вв. вместе с буддизмом и другими аспектами китайской культуры. Хотя эта более ранняя форма конфуцианства влияла на представления о социальных отношениях и образовании, она не изучалась систематически как определенная школа мышления.

Конфуцианство предлагает способы исправления жестких политических реалий и общественного беспорядка. 

Обозрев свой беспокойный век, Конфуций провозгласил необходимость возрождения идеального прошлого страны, когда весь Китай пребывал в общественной гармонии. С точки зрения Конфуция ключевыми для воссоздания старинного миропорядка были такие качества, как почитание родителей и смирение. Главным аспектом конфуцианского мышления было понимание того, что во Вселенной существует иерархия силы и власти. Для Конфуция небеса представляют верх, а земля — низ.

Такую же иерархию можно наблюдать на социальном уровне. Конфуцианство утверждает возможность построения гармоничного общества, основанного на человеческих взаимоотношениях: между господином и слугой, отцом и сыном, мужем и женой, старшим братом и младшим и между друзьями (единственное, отличающееся взаимностью). В каждом взаимоотношении первый выше, а второй находится в подчинении, ниже; также и небеса, естественные законы Вселенной, выше подчиняющейся им земли. Итак, мы имеем дело с жесткой структурой, в которой каждый человек был вовлечен в постоянно меняющиеся неравные иерархические отношения. Иногда человек занимает высокое положение, иногда он же вынужден подчиняться. Император стоит выше своих подданных. Ребенок подчиняется своим родителям. Для Конфуция гармония существует в мире тогда, когда люди поступают надлежащим образом (в каком бы иерархическом взаимоотношении они ни находились). Иерархия меняется с течением времени — по мере того, как человек вступает в различные социальные отношения и выходит из них. Для Конфуция эти взаимоотношения и их правильное определение формировали основу морали и гармоничного общества.

Хотя конфуцианство не включило женщин в эти пять взаимоотношений, оно учило тому, что мать должна почитаться в семье и вправе оказывать влияние внутри семьи. Тем не менее, женщина должна была подчиняться своему отцу (до брака), затем — мужу, а затем — сыну (как только тот становился главой дома).

Конфуцианство разделяло идею даосизма о том, что все во Вселенной функционирует в соответствии с «путем» (по-китайски дао) или, в более конфуцианской формулировке, с небесами (по-китайски тянь). Поэтому задача человека заключалась в том, чтобы соответствовать «пути» и соединиться с ним, что в свою очередь принесет спокойствие и гармонию в личный мир каждого и поднебесную вообще. Однако даосизм и конфуцианство предлагали различные способы достижения гармонии с дао. Даосизм проповедовал постижение истинной сущности дао (как способа понимания того, как вести гармоничную жизнь в соответствии с природными ритмами Вселенной). Конфуцианство, наоборот, подчеркивало «путь» социальной и политической деятельности, уделяя большое значение социальной иерархии и воспитанию личных ценностей и качеств.

Неоконфуцианство представляет собой общее обозначение понятия, описывающего возрождение традиционного конфуцианского мышления, происходившего в Китае в период династии Сун (960—1279). Претерпевшая различные изменения философия осовременивалась, чтобы соответствовать потребностям людей, живших в период династии Сун. Соединив в себе элементы даосизма и буддизма, неоконфуцианское мышление пыталось дать философское и метафизическое объяснение космоса и отношения человека к нему. Неоконфуцианство учило, что люди способны изменить состояние общества и даже Вселенной (в положительном или отрицательном смысле) путем преобразования своей человеческой сущности в попытке достичь высшей моральной добродетели.

В период Эдо неоконфуцианство отчасти использовалось для того, чтобы узаконить деятельность государственных и правительственных властей. Под покровительством сёгуната Токугава и даймё неоконфуцианство стало преобладающим этическим и философским учением, принятым правительством Эдо. Неоконфуцианские ученые уравнивали моральную и рациональную силу в обществе и политике с космосом и его природной гармонией. Правительство также официально покровительствовало неоконфуцианским учениям, так как они помогали установлению политического порядка и стабильности. Чтобы сохранить полный контроль, сёгунат поддерживал только одну ортодоксальную школу неоконфуцианства — Чжу Си (см. ниже) и запретил все остальные как еретические.

При сёгунате Токугава пять взаимоотношений сформировали основу жесткой системы, в то время как образовательная система пропиталась неоконфуцианскими моральными и политическими принципами. Четко определяя общественные отношения от высших правителей до простых людей, бюрократическая система подразумевала в идеале честную и справедливую работу правительства и как результат — доверие к нему людей. Неудивительно, что на деле взаимоотношения между правителем и его подданными зачастую не совпадали с идеалом.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 286-288.