Инь и Ян (Кузнецов, 2007)

ИНЬ И ЯН (букв.: неосвещенная и освещенная сторона холма) — пара основопо-лагающих категорий китайской философии и культуры, фиксирующая базовую для них классификационную схему и познавательную матрицу. И. и я. соотносятся с бесконечным рядом оппозиций, главными из которых принято считать те, что ассоциативно и иным образом связаны с противопоставлением женского и доминирующего мужского начал: луна — солнце, темное — светлое, пассивное — активное, мягкое — твердое, нижнее — верхнее, внешнее — внутреннее и т.п. Любой аспект любого явления или вещи, который может быть охарактеризован как инь или ян, в свою очередь имеет сторону инь и сторону ян и т.д.

Заслугу в разработке этой классификационной схемы принято относить на счет «школы инь ян», единственным известным представителем которой является Цзоу Янь (305— 240 гг. до н.э.). Вероятно, концепция И. и я. развивалась в рамках астрономо-астрологической традиции. Одно из первых упоминаний о ней содержится в историческом трактате «Го юй» («Речи царств», IV—III вв. до н.э.), где устами персонажа VIII в. до н.э. происшедшее землетрясение объясняется нарушением порядка взаимодействия пневм (см. Ци) Неба и Земли и соответственно сил И. и я. В даосском памятнике IV—III вв. до н.э. «Чжуан-цзы» (XXI) «взаимопроникновение и становящаяся гармония» И. и я. описываются как условие порождения вещей. В «Си цы чжуани» («Комментарий привязанных слов», ок. III в. до н.э.), философичном приложении к «И цзину» («Канон перемен»), дао определяется как «одно инь, одно ян», т.е. как чередование противоположных космических начал (I 5).

Дун Чжуншу (190 или 179—120 гг. или 104 г. до н.э.) придал дихотомии И. и я. этическую окраску, обозначив ими зло и добро, ненависть и любовь, рождение и смерть и т.п. Он же скоординировал схему И. и я. с учением о взаимодействии пяти элементов (у син). Один из главных основоположников неоконфуцианства Чжоу Дуньи (1017—1073) ввел в широкий оборот даосскую схему космогенеза, в которой источником И. и я. является изначальное единство Великого предела (,тай цзи): «Великий предел движется и рождается ян, движение [доходит до] предела и [устанавливается] покой, [пребывает] покой и рождается инь» («Тай цзи ту шо»).

Данная концепция дуальности всего сущего систематизирована в классическом памятнике «Чжоу и» («Чжоуские перемены», см. Ицзинистика) : с ян и инь отождествляются элементы гуа, графических схем «И цзина» — сплошная и прерванная черты соответственно. Как познавательная матрица и мироописательная схема И. и я. применяется вместе с другими универсальными классификационными схемами и играет важную роль в традиционных нумерологических построениях, в том числе в теории китайской медицины и психотренинга.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 212.

Понятие: