Лейпцигская школа

Школа Лейпцигская — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х годов до середины 30-х годов XX века. Основные представители — Ф. Крюге (глава школы), Г. Фолькельт, Ф. Заддер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда называется «второй Школой Лейпцигской» (после Вундтовской).

Как и гештальт-психологи, представители Школы Лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но не считали гештальты единственными единицами сознания (мира феноменального); на более ранних ступенях развития такими единицами являются «комплекс-качества» — диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, которые дифференцируются в ходе развития. В то же время теоретики школы обращали особое внимание на практически игнорируемую гештальт-психологией смысловую сторону гештальтов. По их мнению, во всех видах генезов — в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе и актуал-генезе — психическое идет от комплекс-качеств ко все более дифференцированным осмысленным гештальтам. Эта гипотеза проверялась и доказывалась эмпирически и экспериментально в многочисленных исследованиях Школы Лейпцигской по проблемам актуалгенеза и типологии восприятия, филогенеза и онтогенеза восприятия, развития изобразительной деятельности ребенка, его интеллектуальных операций и пр.

Для сторонников Школы Лейпцигской системообразующим фактором психической жизни (в феноменальном плане) стали чувства, которые, согласно их концепции, определяют закономерности восприятия, памяти, мышления и в наибольшей степени выражают внутренний «трансфеноменальный» мир душевного бытия, не сводимый к миру переживаний (феноменов). Для характеристики этого мира было введено понятие структуры — длительно существующего «субстанционального» образования, системы установок, диспозиций, определяющих закономерности развертывания актуальных психических процессов.

Трансфеноменальные структуры делятся Школой Лейпцигской на: 1) «душевные»: а) индивидуальные, среди которых центральной является структура ценностных ориентации; б) надиндивидуальные — «душа» семьи, народа, расы и пр.; 2) «субъективно-духовные» — сюда относятся некоторые идеальные образования: мораль, право, искусство, а также язык.

Душевная структура тем «совершеннее», чем более выражены в ней объективно-духовные структуры. В феноменальном плане это проявляется в преобладании осмысленных гештальтов над диффузными комплекс-качествами; иначе говоря, это означает, например, развитую способность к эстетическому восприятию или к созданию новых произведений искусства.

В 50-е годы XX века представление Школы Лейпцигской о структурах было развито в характерологическом учении А. Веллека. В понимании причин психического развития и межкультурных различий, особенности которых считались предопределенными врожденно, школа Лейпцигская смыкалась с крайне биологизаторскими и объективно-идеалистическими направлениями в психологии. Вместе с тем она сыграла значительную роль в утверждении целостного подхода в психологии. Экспериментальные результаты Школы Лейпцигской высоко оценивались Выготским и рассматривались им как одно из доказательств его собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи школы оказали влияние на некоторых представителей гуманистической психологии.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 765-766.