Ризома

РИЗОМА (фр. rhizome - «корневище» от греч. rizoma - «корень», например, четыре корня-стихии у Эмпедокла) - понятие, предложенное Ж. Делезом и Ф. Гваттари как альтернатива структурному способу организации множественности. Термин почерпнут у К.Г. Юнга, в книге «Воспоминания, сновидения, размышления» следующим образом выразившего свою мысль: «Жизнь всегда представлялась мне подобной растению, питающемуся от своего собственного корневища. Жизнь в действительности невидима, спрятана в корневище. Та часть, которая появляется над землей, живет только одно лето». Но проблему, подтолкнувшую к разработке «концепта» ризомы, Ж. Делез определяет как «отношение состояний сознания к мозгу», на стыке философии и неврологии; в качестве предшественников упоминаются «ассоцианисты» А. Шопенгауэр и А. Бергсон, а как один из главных вдохновителей - исследователь мескалина А. Мишо. Важно отметить: хотя основным значением для р. является «корневище», ризома - это форма стебля, а не корня растения. Логика р. представлена Ж. Делезом и Ф. Гваттари как альтернатива именно «корневым» логикам - бинарной логике «древа-корня» и «двуоднозначной» логике «пучкового корня».

Дихотомическое разветвление «древа-корня» являет образ системного, спекулятивного мышления, исходящего из единства принципа, начала, опирающегося на закон единого, которое превращается в двойку, четверку и т. д. - двойство здесь лишь маска единства одного и того же диалектического корня: «Бинарная логика есть духовная реальность древа-корня». Духовное единство накладывается рефлектирующим субъектом, который обеспечивает разрастающуюся множественность единым происхождением, основанием, корнем, изначалом, законом. Гак в духовной реальности субъекта. Но в природной реальности объекта корни представляют собой пучки корешков, торчащих в стороны от стержневого корня. Такой «пучковый корень» уже не может служить образом дихотомически ветвящегося древа познания. Здесь можно напрямую перейти от единицы к тройке, четверке, пятерке и т. д. - но только исходя из принципиального единства стержневого корня, хотя бы потенциального, отодвинутого в прошлое или будущее. Бинарная логика дихотомии попросту сменяется здесь системой «двуоднозначных» отношений между разнотипными позициями или точками. По Ж. Делезу и Ф. Гваттари, две эти логики все еще господствуют в психоанализе, лингвистике, структурализме, даже информатике. Между тем «пучковая система не порывает с дуализмом, с комплементарностью субъекта и объекта, природной и духовной реальностей: единство не прекращает подтачиваться и разрушаться в объекте, но одновременно новый тип единства торжествует в субъекте. Мир утратил свою ось, субъект больше не в состоянии осуществлять дихотомии, зато восходит к высшей форме единства - единству амбивалентности или сверхдетерминации в некоем дополнительном измерении, неизменно прилагающимся к его объекту»: вместо «космоса-корня» получаем «корешковый хаосмос». Например, слова Дж. Джойса (придумавшего и слово chaosmos), в самом деле «многокоренные», разрушают линейное единство слова и даже языка - но лишь затем, чтобы утвердить циклическое единство предложения, текста, знания; афоризмы Ф. Ницше разрушают линейное единство знания - но лишь затем, чтобы подвести к циклическому единству вечного возвращения.

Однако формула множественности - не прибавление дополнительного измерения, а, наоборот, вычитание (n -1): постоянное вычитание единства из множественности. Такова ризома - собственная подземная стеблевидная система, в каждый вегетационный период выбрасывающая надземные побеги, которые отмирают, выполнив свою функцию, в то время как подземный вегетационный «центр» продолжает свое горизонтальное разрастание (типичный пример - ландыш). «Луковицы и клубни - это ризомы. Растения с корнями и корешками [принципиально отличными от ризомы] могут быть ризо-морфными в совершенно иных отношениях: стоит задуматься, а не является ли ризоматичность спецификой всей растительной жизни. Даже некоторые животные ризоматичны - в своей стадной форме. Крысы - это ризомы». Но также и многое другое («ризома включает лучшее и худшее») - «город без корней» Амстердам, синаптическая паутина, раскинутая между нейронами мозга (сегодняшние популяр, интерпретации р. добавляют к списку, конечно, и «всемирную паутину»): «У многих людей в голове растет дерево, но сам мозг - скорее трава, чем дерево». «Мы должны перестать верить в деревья, корни и корешки. Слишком много страданий они нам принесли. На них основана вся древесная культура, от биологии до лингвистики».

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 175-176.

Понятие: