Картулярии

КАРТУЛЯРИИ — в средневековой Западной Европе сборник копий документов (в форме кодекса или реже свитка), связанных с каким-либо лицом, родом или институтом (аббатство, капитул, епископская кафедра и проч.). В раннее Средневековье термин chartularium использовался редко, им обозначалось любое собрание письменных документов, архив. Современное значение термин приобрел в Новое время, при этом исследователи вплоть до 1-й половины XX века часто называли картуляриями не только средневековые сборники копий грамот, но и вообще любые комплексы документов, относящиеся к определенной местности или институту. Древнейшие известные картулярии были созданы в 1-й половине IX века и происходят из крупных монастырей или епископских капитулов крупных городов. Для большинства картуляриев, созданных на территории Восточнофранкского королевства, характерен комбинированный (географическо-хронологический) принцип организации материала: наиболее ранний и крупный — Фульдский картулярий (составлен около 828 года при аббате Рабане Мавре; первоначально включал копии около 2000 документов), картулярии аббатств Мондзее, Вайсенбург и Верден (все — 2-я половина 850-х годов), епископских капитулов Регенсбурга (822—847, дополнен в конце IX века) и Пассау (около 840 года). Распространение в Восточнофранкском королевстве практики составления картуляриев по-видимому, было связано с постепенным изменением форм фиксации сделок по передаче имущества в связи с исчезновением институтов нотариев и публичных писцов, при этом грамоты стали составлять сами представители церковных учреждений, выступавших бенефициариями сделки (монахи или каноники). В Западно-франкском королевстве в силу большей романизации намного дольше бытовали документы позднеантичного типа, заверявшиеся личными подписями, лишь в X—XI веках, когда в условиях монашеской реформы составлением грамот стали заниматься представители церковных общин, произошло увеличение объема и многообразия письменных документов (так называемый документальный переход, mutation documentaire). Формами организации разнородного и быстро увеличивавшегося в объеме документального материала стали сводные грамоты (панкарты), а также картулярии нового типа, в которых документальный материал объединялся с текстами иного характера (историческими, агиографическими и др.; так называемые хроники-картулярии). Помимо хозяйственно-правовой и историографической такие картулярии имели и мемориальную функцию: сохранение имен основателя монастыря и дарителей было необходимо для принятого в монашеских общинах их обязательного литургического поминовения. Со 2-й половины XI века картулярии различных типов получили распространение во Франции (крупнейший — в аббатстве Ключи, около 1065—1096 годов; включал копии королевских дипломов, папских булл и около 3 тысяч частных грамот). Под влиянием клюнийской практики картулярии получили с рубежа XI—XII веков распространение в Италии (в монастырях Субиако, Фарфа, Сан-Винченцо-аль-Вольтурно, Новалеза, Монте-Кассино, Сан-Клементе-а-Казаурия) и на Пиренейском полуострове (из монастыря Сан-Педро-де-Карденья близ Бургоса, из Овьедо, Сантьяго-де-Компостела и др.). К самостоятельной кельтской традиции копирования документов восходит небольшая группа ранних бретонских картуляриев XI — начала XII веков (из монастырей Ландевеннек, Редон и Сент-Круа в Кемперле). В Англии от англосаксонского времени известен лишь один картулярий — «Byстерская книга» (Liber Wigornensis), составленная в начале XI века в Вустере при епископе Вульфстане I; более широкое распространение картуляриев в Англии получили уже после Нормандского завоевания (1066).

Большая часть сохранившихся европейских картуляриев относится к XIII—XV векам, в этот период появляются картулярии светских аристократических семейств, городских коммун, университетов и т. д. Вместе с тем в повседневной хозяйственной деятельности большее значение стали приобретать другие виды документации (описи, регистры и др.), тогда как картулярии нередко выполняли роль парадных кодексов. Картулярии являются одним из основных видов источников по истории западноевропейского Средневековья. Большинство известных средневековых актов (за исключением ряда средиземноморских регионов) сохранились только в виде копий в картуляриях. Традиционно историки использовали картулярии прежде всего для реконструкции утраченных отдельных грамот и архивов, с последней четверти XX века — как свидетельства средневековых представлений о прошлом, а также как инструменты формирования коллективных идентичностей церковных и светских корпораций.

Актовые сборники, сходные по форме с западноевропейскими картуляриями, были достаточно широко распространены (в форме свитков или кодексов) в Византии; с XV—XVI веками аналогичные копийные книги известны в России.

С. Г. Мереминский. 

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 235-236.

Литература:

Медведев И. П. Византийские и поствизантийские копийные книги // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 6. 1974. Т. 6. С. 307-317; Мереминский С. Г. Картулярии // Православная энциклопедия. Т. 31. М., 2013. С. 420-425. Филиппов И. С. Раннесредневековый архив аббатства Сен-Виктор де Марсель: Опыт реконструкции // Средние века. 1988. Вып. 51. С. 200-221; Filippov I. La structure de Liber honoribus de Saint-Julien de Brioude a la lumiere des cartulaires de son epoque // Brioude aux temps carolingiens. Actes du colloque international organise par la ville de Brioude 13—15 septem- bre 2007 / Publies par A. Dubreucq, Ch. Lauranson-Rosaz et B. Sanial. Le Puy-en-Velay, 2010. P. 119-139; Genet J.-P. Cartulaires, registres et histoire: L'exemple anglais // Le metier d'historien au Moyen Age, etudes sur l'historiographie medievale / Dir. B. Guenee. Paris, 1977. P. 95-138; Johanek P. Zur rechtlichen Funktion von Traditionsnotiz, Traditionsbuch und friiher Siegelurkunde // Recht und Schrift im Mittelalter / Hrsg. P. Classen. Sigmaringen, 1977. S. 131 —162; Le Braz J. Repertoire des cartulaires de l'ancienne France // Bulletin de l'lnstitut de recherche et d'histoire des textes. T. 12. Paris, 1963. P. 113-125; T. 13. Paris, 1964/1965. P. 101-110; T. 14. Paris, 1966. P. 97- 108; Les cartulaires: Actes de la table ronde / Reunis par O. Guyotjeannin e. a. Paris, 1993; Stein H. Bibliographic generale des cartulaires franqais ou relatifs a l'histoire de France. Paris, 1907; Walker D. The Organization of Material in Medieval Cartularies // The Study of Medieval Records: Essays in Honour of K. Major / Ed. D. A. Bullough, R. L. Storey. Oxford, 1971. P. 132-150.

Понятие: