Государство (Ильичёв, 1983)

ГОСУДАРСТВО, основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; в классово антагонистических обществах находится в руках экономически господств, класса (классов) и используется им прежде всего для подавления своих социальных противников. Выделяя эту главную функцию эксплуататорского государства, В. И. Ленин писал: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (ПСС, т. 39, с. 75).

Государство обладает монополией на принуждение всего населения в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.

Вскрыв социально-классовую природу государства, К. Маркс и Ф. Энгельс заложили основы подлинной науки о государстве. Энгельс подчёркивал, что государство «...по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 171). Но указывая на классовый характер государства, Маркс и Энгельс отмечали, что оно представляет собой и форму организации всего общества в целом. Маркс писал, что деятельность государства «...охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами» (там же, т. 25, ч. 1, с. 422).

В отличие от буржуазной социологии, классики марксизма-ленинизма подчёркивали, что государство не вечно, а представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Первобытнообщинный строи не знал государства. Оно возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Основными признаками государства являются: 1) наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; 2) наличие права, закрепляющего определенную систему норм, санкционированных государством; 3) наличие определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Государство обусловлено в конечном счёте характером производственных отношений и способом производства в целом, оно является надстройкой над экономическим базисом. Вне этой зависимости не могут быть поняты генезис государства, переход от одного исторического типа государства к другому. В ходе истории государство приобретает по отношению к базису значительную, хотя и относительную самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основные сферы жизни общества (в том числе на экономику) весьма существенно и может способствовать развитию общественных отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно организованного общества роль этого воздействия возрастает.

Типология государств, как существовавших в прошлом, так и современных, опирается на марксистское учение об общественно-экономических формациях. Тип государства определяется тем, какому классу (или классам) оно служит, а значит, в конечном счёте — экономическим базисом данного общества. Истории известны следующие основные социально-классовые типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. В то же время на этапах перехода от одной формации к другой существовали и существуют государства исторически переходного типа. Наряду с основными типами государства существуют неосновные типы. В современном мире существуют два основных типа государства: капиталистические и социалистические, а также большая группа государств неосновных типов в развивающихся странах, которые придерживаются либо капиталистической, либо социалистической ориентации.

Государства различаются по формам правления и устройства основных институтов политической власти. Под формой правления понимается организация власти, характеризуемая её формальным источником. При монархической форме правления формальным источником государственной власти является одно лицо — монарх. При республиканской форме по закону источником власти является народное большинство.

С точки зрения государственного устройства государства подразделяются на унитарные (единое государственное образование); федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); конфедерации (государственно-правовые объединения).

Подчёркивая, что главным является различение типов государства, Ленин писал: «...И самодержавие, и конституционная монархия, и республика суть лишь разные формы классовой борьбы, причем диалектика истории такова, что, с одной стороны, каждая из этих форм проходит через различные этапы ее классового содержания, а с другой стороны, переход от одной формы к другой нисколько не устраняет (сам по себе) господства прежних эксплуататорских классов при иной оболочке» (ПСС, т. 17, с. 346).

Важное значение имеет различение государств с точки зрения существующего в них политического режима, под которым понимают систему методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью. Для современного буржуазного государства характерны парламентский, авторитарный, военно-диктаторский, фашистский, полуфашистский и некоторые другие политические режимы. С точки зрения политической динамики (общего направления политики) можно различать агрессивные, миролюбивые, нейтралистские государства, а также консервативные,  либеральные  и  т. п.

Основные функции современного государства принято разделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: защита существующего способа производства, экономические и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделённых на классы с противоположными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйств, деятельности (в капиталистических странах); охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п. Внешние функции составляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других государств (агрессивные государства); развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Для государства социалистического типа к внешним функциям добавляется развитие социалистической интеграции и участие в международном социалистическом разделении труда, всестороннее сотрудничество на основе принципов интернационализма.

Основные тенденции эволюции современных империалистических государств сводятся к расширению их экономических функций и функций принуждения, а также к росту идеологической активности внутри и вне страны. Одновременно происходит всё более полное сращивание монополий с верхушкой государственного аппарата, возникает единый механизм, деятельность которого направлена на спасение капиталистического строя, обогащение монополий, подавление рабочего движения и национально-освободительной борьбы. Это сопровождается дальнейшим сужением буржуазной демократии, стремлением к ограничению демократических прав и свобод граждан и организаций.

В результате социалистической революций сложились и развиваются социалистические государства рабочего класса, в союзе с которым выступают другие трудящиеся классы и слои. Маркс и Энгельс выдвинули идею диктатуры пролетариата и определили наиболее существенные задачи государства на первоначальном этапе социалистической революции, когда происходит экспроприация буржуазии и закладываются основы нового строя. Развивая их учение, Ленин открыл советскую власть как форму диктатуры пролетариата, выдвинул идею федерации советских социалистических республик *, обосновал принципы взаимоотношений СССР с буржуазными государствами.

Страны мировой социалистической системы находятся на разных этапах своего развития, во многом различны и формы государства в них. Но все они представляют собой государства нового, социалистического типа. Ленин отметил основное отличие власти рабочего класса от всех прежде существовавших государств, которое состоит в том, что насилие по отношению к классовым противникам не является в ней главным. Опираясь на своё государство, рабочий класс руководит хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной и идеологической работой по созданию нового социалистического общества. Он организует и ведёт за собой массы крестьянства, вовлекает в строительство новой жизни интеллигенцию, отдельные группы которой находятся в начальный период под определенным влиянием буржуазии. В ходе социалистических преобразований в результате глубокого воздействия передового мировоззрения рабочего класса все трудящиеся слои населения постепенно переходят на позиции рабочего класса, убеждаются, что социализм отвечает их коренным интересам. В этом самая глубокая основа подлинного демократизма новой власти как власти большинства трудящихся.

Формы государства, призванного служить орудием строительства социализма, разнообразны. Они отражают специфические особенности каждой страны и исторические обстоятельства её перехода к социализму. Ленин писал: «Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (там же, т. 30, с. 123).

Истории известны три основные формы политической власти рабочего класса: Парижская Коммуна 1871 года, Советская власть, народная демократия **. На Парижскую Коммуну как на первое конкретное воплощение диктатуры пролетариата указали Маркс и Энгельс. Советская форма диктатуры пролетариата возникла в СССР и была всесторонне проанализирована в работах Ленина. Народная демократия возникла после 2-й мировой войны, её значение и особенности были теоретически освещены в документах коммунистических и рабочих партий.

После построения основ социализма европейские социалистические страны приступили к завершению строительства социалистического общества и строительству развитого социализма. В СССР построено развитое социалистическое общество, что привело к преобразованию политической системы — к перерастанию государства диктатуры пролетариата в общенародное государство. Между общенародным государством и государством диктатуры пролетариата существует глубокая преемственность ***. Социалистическое государство с момента своего возникновения несёт в себе черты общенародного государства, поскольку выражает волю и интересы не только рабочего класса, но и трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции. Общенародное государство продолжает борьбу за осуществление целей диктатуры пролетариата — построение коммунистического общества. На международной арене оно осуществляет принципы, которые были присущи и диктатуре пролетариата — борьба за мир, поддержка и солидарность со всеми революционными силами современной эпохи.

Вместе с тем существует ряд особенностей, присущих общенародному государству. Во-первых, в результате утверждения общенародного государства ещё более расширяется социальная база социалистического государства, оно выражает интересы и волю рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех наций и народностей страны. Во-вторых, если государство диктатуры пролетариата решало задачи строительства социализма и развитого социалистического общества, то общенародное государство имеет своей непосредственной задачей укрепление развитого социализма и строительство коммунизма. В-третьих, общенародное государство знаменует новый этап развития социалистической демократии и политической системы, которые обеспечивают эффективное управление всеми общественными делами, всё более активное участие трудящихся в государственной жизни, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с ответственностью перед обществом. Условием успешного функционирования общенародного государства является соблюдение принципов демократического централизма и социалистической законности. В-четвёртых, общенародное государство знаменует собой более высокий уровень в области научной организации и управления на основе качественного повышения политического сознания и политической культуры должностных лиц и самых широких масс и использования достижений научно-технической революции.

Руководящей и направляющей силой советского государства, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций является КПСС ****. На основе марксистско-ленинского учения КПСС определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит созидательной деятельностью советского народа, придаёт планомерный и научно обоснованный характер борьбе за победу коммунизма. Основные направления развития государства и всей политической системы советского общества состоят в дальнейшем развитии социалистической демократии. Это означает: 1) расширение участия трудящихся в управлении делами общества и государства; 2) дальнейшую демократизацию государственного аппарата; 3) повышение активности общественных организаций; 4) усиление народного контроля; 5) укрепление правовой основы государственной и общественной жизни; 6) расширение гласности, постоянный учёт общественного мнения. В процессе коммунистического строительства на основе развитого социалистического общества  осуществляется постепенный переход к  общественному   самоуправлению   коммунистическому.

С точки зрения внутренних условий экономические предпосылки отмирания государства заключаются в высоком развитии производительных сил, осуществлении принципа коммунизма «от каждого по способностям, каждому — по потребностям». Процесс отмирания государства зависит также и от внешних условий. Пока остаётся опасность агрессии со стороны империализма, полностью сохраняется функция обороны страны, к-рая может отмереть лишь тогда, когда социализм окончательно победит в мировом масштабе.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Примечания «ПК»

* — «…Ленин… выдвинул идею федерации советских социалистических республик…» — В Российской империи составлявшие ее губернии и области были населены в большей степени русскими великороссами или русскими малороссами, белорусами, казаками и др. Нарезав территорию России на союзные и автономные республики, образованные по национальному принципу, Ленин решал совсем иную задачу, а вовсе не создание пролетарского государства. Он ликвидировал административно-территориальные единицы, в которых интересы и сам голос русского (великоросского и других русских) народа что-либо значил. Во вновь придуманных республиках была приведена к власти «элита», искусственно сформированная из местных этнических элементов. Преимущественно русские области либо объединялись в противоестественные этнические конгломераты типа Украинской ССР, либо разрезались на кусочки, присоединяемые к соседним новообразованиям, как разрезали и полностью ликвидировали Область войска Донского, как сократили в два раза Тамбовскую губернию – за то лишь, что посмела протестовать против тотальной насильственной продразверстки, то есть против ограбления большевистскими властями русского населения губернии как исключительно тяглового и бесправного. Статус же новообразованных «республик» определялся «на глазок», например, киргизы сначала получили автономию областного, затем республиканского уровня в составе РСФСР, затем статус был поднят до союзной республики. Узбеки изначально оказались лишь частью без особого статуса в составе Туркестанской АССР, которая входила в РСФСР и т. д.

** — «…народная демократия…»  — нежизнеспособная государственная форма в Восточной Европе, которая просуществовала ровно столько времени, сколько существовал поддерживавший её Советский Союз – своими силовыми и экономическими ресурсами. Стоило СССР схлопнуться – все государства так называемой «народной демократии» моментально перекрасились в масть нового мирового гегемона.

*** — «…между общенародным государством и государством диктатуры пролетариата существует глубокая преемственность…»  — Ну, это пошла уже вовсе пустопорожняя софистическая словесная эквилибристика. К моменту торжественного провозглашения так называемого общенародного государства в нашей стране окончательно сложилась и закостенела система государственного капитализма, в которой фактическим владельцем всех средств производства стала мощнейшая бюрократическая машина, опиравшаяся на стройную и работающую без сбоев карательную систему, построенную на базе ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ.

**** — «…Руководящей и направляющей силой советского государства, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций является КПСС…» — Эта самая руководящая и направляющая роль КПСС вылилась в то, что во главу партии и страны был – этой самой партией – избран неумный человек, но откровенный предатель Родины, принявшийся с первых дней своего «царствования» за сдачу всех позиций геополитическому противнику. Страна была разрушена, экономика рухнула, число человеческих жертв за последующие после этого «руководства» и «направления» превысили потери в Великой Отечественной войне.

Литература:

Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; е г о ж е, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; Ленин В. И., Гос-во и революция, ПСС, т. 33; е г о ж е, О гос-ве, там же, т. 39; его ж е, О «демократии» и диктатуре, там же, т. 37; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Общая теория Г. и права, т. 1—2, Л., 1968—74; Бурлацкий Ф. М., Ленин, Г., политика, М., 1970.

Понятие: